Рецензия на фильм
В рецензии присутствуют крошечные спойлеры, но они не имеют никакого значения
Эдгар По как-то написал, что «смерть красивой молодой женщины, несомненно, есть самый поэтический замысел, какой только существует в мире». Окей, женщин пока трогать не будем, а как насчет умирания? Является ли показ умирания столь же поэтичным, как смерть?
Мы уже видели немало картин, где герои были обречены с самого начала, а весь фильм просто шли к своей смерти – вспомним «Достучаться до небес», как наиболее яркий пример. А в прошлом году вообще вышел фильм «Виноваты звёзды», где тематику умирания активно «продавали» подросткам под соусом романтической мелодрамы.
В каком-то смысле «Я, Эрл и умирающая девушка» – наиболее простой фильм, использующий тему умирания в качестве топлива для бронебойной драмы. В данной картине вся суть вынесена в название, а никакой интриги или иллюзий относительно финала в зрителях не культивируют – в концовке красивая молодая девушка умрёт от лейкемии, просто примите это как факт. При этом кино даже не особо освещает поговорку «перед смертью не надышишься» – никаких особых желаний у девушки нет, никаких списков «что бы я хотела сделать перед смертью» она тоже не составляет. Героиня просто доживает последние месяцы, и даже бороться с болезнью у неё нет сил.
Возможно, многие зрители воспримут фильм, как грубейшую манипуляцию чувствами и эмоциями… и будут частично правы, ведь авторы знакомят тебя с симпатичными героями лишь затем, чтобы впоследствии прикончить одного из них, а остальных заставить страдать по этому поводу. Причем всё проговаривается открытым текстом, никакой интриги из этого не делается. Честная сделка.
Обреченная дружба
Откровенно говоря, я люблю картины от Fox Searchlight – это дочерняя компания студии «Двадцатый век фокс», только занимающаяся финансированием, поддержкой и прокатом независимых фильмов. Почти каждый год их скромные, но душевные ленты попадают в шорт-лист оскара, но даже те фильмы, что пролетают мимо наград, как минимум заслуживают внимания. Чисто для примера – в прошлом году эта студия выпустила «Бёрдмэна», «Я начало» и «Отель «Гранд Будапешт». Думаю, список говорит сам за себя.
«Я, Эрл и умирающая девушка» – это абсолютно типичное кино от Searchlight. Недорогое, уютное и вообще не претенциозное. За рулём проекта стоял начинающий режиссёр Альфонсо Гомез-Рейон, а главные роли играли молодые, незатёртые актёры. На выходе получился очень странный фильм – тяжелый, но не грузящий; камерный, но затейливо снятый; состоящий из сплошной болтовни, но нескучный.
И хотя в «Умирающей девушке» действительно не так уж много событий и прямого действия, однако динамичная операторская работа, остроумные диалоги и тщательная работа над деталями дают свой эффект – фильм пролетает на одном дыхании. Нечто подобное было в фильме «Джуно» от той же Fox Searchlight – картины вообще напоминают ближайших родственников, хоть и рассказывают о разных вещах.
В то же время «Умирающую девушку» сложно назвать артхаусом или просто фильмом не для всех. Это слишком простое кино, чтобы как-то ограничивать свою целевую аудиторию. Картина способна зацепить как подростков, так и вполне взрослых зрителей. Такой вот авторский мейнстрим.
Однако фильм всё равно сложно рекомендовать… и дело тут в его энергетике. Как ни крути, но доминирующее ощущение от просмотра – это грусть и ощущение бессилия. Да, «Я, Эрл и умирающая девушка» не совсем уж депрессивная, безысходная картина (как можно подумать): фильм снят достаточно тепло и дружественно, однако положительными эмоциями здесь тоже не пахнет. Это меланхоличное кино под настроение – авторское, качественное и трогательное… вдобавок куда более честное, нежели «Виноваты звёзды».
Будут ли оскары? Сомневаюсь, хотя парочка номинаций вполне возможна – за адаптированный сценарий, например. Лично я уважил бы ещё и актёров, но будем смотреть правде в глаза: вероятность попадания прекраснейшей Оливии Кук в список номинанток совершенно ничтожна. С ней вообще забавная история – до этого фильма я видел Оливию Кук лишь в дерьмовых ужастиках категории Б, но в роли той самой «умирающей девушки» она просто великолепна. Равно как шикарен и Томас Манн, изображающий главного героя. Абсолютно естественная игра, заслуживающая самых лучших эпитетов.
Ну а что в итоге? А в итоге мы получили очередной отличный фильм от Fox Searchlight – авторский, сильный, искренний. Это одна из сильнейших драм текущего года, которую я обязательно вспомню добрым словом при подведении итогов. Очень пронзительное, истинно осеннее кино.
Я, Эрл и умирающая девушка
06/20/2015
7 Дней
Me and Earl and the Dying Girl
Если у вас в голове звучит сигнал тревоги при одном произнесении названия «Я, Эрл и умирающая девушка», то ничего удивительного. Причудливая сказка о подростке, который не вписывается в свое окружение, его чернокожем приятеле и неизлечимо больной девушке, с которой он дружит, как может показаться, полна клише, свойственным инди-кино. И это еще не говоря об эксцентричном анимированном отступлении и духе болезненной кинофилии, которой проникнут весь фильм. И хотя «Я, Эрл и умирающая девушка» может напугать вас одним своим названием, смешная, горькая и изобретательная картина тронет даже самого циничного зрителя.
Творческий и умный сценарий Джесси Эндрюса ставит в центр сюжета Грега Гейнса (Томас Манн), неуклюжего подростка, глубоко самокритичного и нелюдимого. Невидимость — щит Грега, с его помощью он дистанцируется от других. Он называет своего лучшего друга Эрла (Ар Джей Сайлер) «коллегой» из страха быть отвергнутым, и хотя его родители — эксцентричный и чудаковатый папа (Ник Офферман) и чрезмерно опекающая его мама (Конни Бриттон) – хотят, чтобы он поступил в колледж, Грег не хочет задумываться о том, что будет завтра.
Прежде неизвестные ему аспекты жизни открываются перед ним, когда мама заставляет его подружиться с Рэйчел Кушнер (Оливия Кук), девушкой из его школы, у которой диагностировали лейкемию. Первоначально Рэйчел не хочет с ним говорить, пока Грег не уточняет: он делает это только потому, что его мать — «ЛеБрон Джеймс нытья». И, хотя его одноклассники сомневаются в его истинной мотивации, между ним и Рэйчел начинает зарождаться настоящая дружба, несмотря на дерзкие и самоуничижительные титры, которые появляются на протяжении всего фильма («День 117: Наша дружба обречена»).
Примечательный своими рефлексивными, самосознательными «колючками» и ссылками на поп-культуру (среди которых Pussy Riot и Werner Herzog ), фильм проникнут комедийным, эксцентричным духом, и, хотя эти юмористические элементы угрожают омрачить повествование, они доставляют такое удовольствие (напоминая о стиле Уэса Андерсона), что наблюдать за ними – одно удовольствие. Сцена, в которой Грег и Эрл «случайно» накуриваются до бессознательного состояния, уморительна, к тому же ленте присуще сильное киноманство.
Режиссер Альфонсо Гомес-Рейон — вы никогда не догадаетесь – пришел из мира кошмара и ужаса: он снял римейк «Города, который боялся заката» и несколько эпизодов «Американской истории ужасов». «Умирающая девушка» имеет свои причуды, милые и умные шутки и творческие отступления, но в конечном счете, это очень личная история, и режиссер трактует его как таковую. «После того, как кто-то умирает, его история продолжается», — говорит чуткий учитель Грега, мистер Маккарти (Джон Бернтал), и эту эмоциональность Гомес-Рейон тонко подмечает.
Охватывая и подрывая клише, играя с образом ненадежного рассказчика, сценарий Джесси Эндрю просто потрясает воображение, и все же, у фильма есть свои недостатки. 105 минут — это слишком долго: подобные милые, комедийные инди-фильмы лучше смотрятся в пределах 95 минут. Остроуная, трогательная и несколько печальная история, «Я, Эрл и умирающая девушка» просит нас сохранить умерших в наших сердцах и памяти навсегда.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.