Отличная картинка
Хочется похвалить фильм за визуальную часть. Кислотно-яркие цвета прекрасно, на мой вкус, передают атмосферу безумия, охватившего ферму Гарднеров.
Создатели фильма явно понимали, что нельзя передать цвет за гранью человеческого восприятия (такие цвета наши глаза просто не могут воспринять). Поэтому они взяли ярко-пурпурный, который резко контрастирует с тёмно-зелёным цветом лесов, где разворачиваются события, а так же тем, что окружает героев фильма. Переливы, разводы и проч. только усиливают эффект.
На мой вкус, создатели фильма достойно вышли из положения с инопланетным цветом, подарив зрителям действительно визуально завораживающую картину.
По поводу хоррора. Для себя я нашёл лишь одну по-настоящему жуткую сцену, но она сделана очень хорошо, пусть и как бы между делом.
Кроме того, можно похвалить финальную часть. Помимо обилия пурпурного и шума, от которого может укачать и лётчика, нам показали, вероятно, кусок мира, из которого прибыл внеземной гость, чего не было в рассказе.
Этот эпизод просто есть, мы вольны интерпретировать и понимать его так, как сможем. И вот это опять же очень в духе Лавкрафта — недосказанность, отсутствие объяснений отлично вписываются в его концепцию «невыразимого ужаса».
Согласно данным прокатчика, в России фильм выйдет на большие экраны 13 февраля — обязательно пересмотрю. Несмотря на мои придирки в начале текста, фильм мне понравился, экранизация в общем и целом удалась.
Возможно, дело в моей любви к творчеству Лавкрафта, из-за которого я посмотрел множество экранизаций его книг самого разного качества и готов делать это дальше. Однако я считаю «Цвет из иных миров» Ричарда Стэнли достойной попыткой передать именно атмосферу произведений фантаста, а не просто перенести на экран фабулу его произведений. Пусть и получилось со своими минусами.
Буду ждать продолжения от этих ребят — .
Цвет из иных миров:
постеры фильма: 2кадры из фильма: 4трейлеры: 2
Рецензии и обзоры
Белфаст: Дом, любовь и фантазия
Бране удалось сделать личную историю универсальной, создать рассказ о людях, которые ещё вчера жили в мирном городе, а сегодня чувствуют себя абсолютно потерянными
Игра теней: Идентификация Нисона
Лучше бы фильм так и оставался до конца рассудительным кино о взаимоотношениях девочки и деда, который забывает выпить таблетки
Кими: Киберпанк 2022
Вас записывают, изучают, взламывают, продают с потрохами и делают на вас огромные деньги, а заодно и превращают вас в рабов на корпоративной молотилке чужих душ
Ещё рецензии
Релиз
Цвет из космоса премьера состоялась 7 сентября 2019 г. в части «Полуночное безумие» Международный кинофестиваль в Торонто 2019. 6 сентября 2019 года было объявлено, что Фильмы RLJE приобрела права в США в рамках семизначной сделки. «Color Out of Space» финансировалась Ace Pictures, а XYZ Films занималась продажей фильма на международном уровне.
После избранных предварительных просмотров 22 января фильм был показан в 81 кинотеатре США 24 января 2020 года. С превью и кассовыми сборами в первые выходные фильм собрал 358 154 доллара за четыре дня.
Критический ответ
На агрегаторе отзывов Гнилые помидоры, Цвет из космоса имеет рейтинг одобрения 86% на основе 176 отзывов и средний рейтинг 6,71 / 10. Консенсус критиков сайта гласит: «Долгожданное возвращение режиссера Ричарда Стэнли, Цвет из космоса смешивает терпкую мякоть B-фильма с визуально заманчивыми лавкрафтовскими ужасами и немного гонзо Николаса Кейджа «. На Metacritic, фильм получил средневзвешенную оценку 70 из 100 по мнению 28 критиков, что указывает на «в целом положительные отзывы».
Крис Бамбрей из Стрела в голове оценил фильм на 7 из 10, высоко оценив его исполнение, визуальный стиль и эффекты, отметив при этом продолжительность фильма. Бамбрей резюмировал свой обзор, написав: «Хотя это, возможно, немного медленное и артистичное для фанатов хардкорных ужасов, Цвет из космоса по-прежнему удобное возвращение для Ричарда Стэнли, который ни разу не проиграл ». Мэри Бет Эндрюс из Daily Grindhouse дал фильму положительную рецензию, написав: «Его фильм успешно отражает безумие творчества Лавкрафта и представляет собой великолепную современную интерпретацию. Лавкрафта, как известно, трудно адаптировать, но Стэнли идет по тонкой грани между ужасом и экзистенциальный страх создать успешную адаптацию ». Дебора Янг из Голливудский репортер похвалил фильм так же, написав: «Ударив основные моменты сюжета с хорошо продуманными спецэффектами и впечатляющими ночными фотографиями, фильм Стэнли действительно пугает, даже несмотря на то, что полуфарсовая закваска Николаса Кейджа добавляет немного сумасшедшего смеха». Джонатан Баркан из Dread Central присудил фильму 3,5 из 5 звезд, высоко оценив визуальный стиль, спецэффекты и саундтрек фильма, а также критикуя первый и третий акт фильма. Тем не менее, Баркен резюмировал свой обзор, заявив: «Великолепный, яркий и устрашающий, Цвет из космоса наполнен лавкрафтовскими существами и изобилием космических инфекций. Это не идеально, но, черт возьми, это дикая поездка «.
Деннис Харви из Разнообразие дали фильму в основном положительную оценку, отметив неровный тон фильма, «полнокровный» кульминационный момент и «произвольно странную» игру Кейджа, высоко оценив потусторонние образы, кинематографию и режиссуру фильма.Тощий‘Кэти Го дала фильму оценку 3 из 5, заявив, что: «Цвет из космоса Лучше всего, когда Стэнли снимается в тонком и умном кинопроизводстве, указывая на ужас, а не навязывая его нам в лицо «.
Говард Горман из NME похвалил долгожданное возвращение Стэнли, подчеркнув суть «напряженной, непредсказуемой и душераздирающей морали», а Кейдж представил свой «самый тонкий» поворот за последнее десятилетие.
Похвалы
Награда | Дата церемонии | Категория | Получатель (и) | Результат |
---|---|---|---|---|
Кинофестиваль в Торонто | 7 сентября 2019 г., | Премия Creative Coalition’s Spotlight Initiative | Николас Кейдж | Выиграл |
Фантастический фестиваль | 24 сентября 2019 г., | Лучший фильм ужасов | Ричард Стэнли | Выиграл |
Попыт
Какая связь может быть между популярной антистресс-игрушкой и произведениями в жанре, созданном для того, чтобы вызывать стресс? Ответ на этот вопрос одновременно очевиден и неочевиден.
Каноничный попыт представляет собой квадрат, расчерченный шестью разноцветными полосами: красной, оранжевой, желтой, зеленой, голубой и фиолетовой. Из-за радужного дизайна обеспокоенная общественность уже обвинила создателей попыта в ЛГБТ-пропаганде среди несовершеннолетних граждан России. (Так называемые активисты, представляющие всевозможные родительские комитеты, вообще склонны выстраивать сложнейшие и отдающие шизоидностью псевдологические конструкции, лишь бы не признавать, что на самом деле их просто раздражает все на свете.)
Тревожась о том, что дети из-за попытов не учат уроки, их домашние тираны сами забывают основы физики, которые все русские люди усваивают еще в подготовительном классе. Дело в том, что на попыте, как и на ЛГБТ-флаге в его самом распространенной версии, представлена вовсе не радуга, поскольку в их дизайне отсутствует синяя часть спектра. Не будет преувеличением сказать, что мы скорее наблюдаем попытку художественно изобразить свет, опыта чувственного наблюдения которого нет ни у одного из людей. Свет, падающий на цвет из иных миров, как в одноименном рассказе Лавкрафта The Colour Out of Space:
И там же:
Фильм ужасов «Цвет из иных миров» 2019: сюжет
Нэйтан Гарднер с женой Терезой и тремя детьми мирно живут на ферме поблизости от города Аркхем. Нэйтан занимается огородничеством и разведением лам. Жена, которая только что перенесла операцию по мастэктомии после рака, работает удаленно брокером. Дочь Лавиния воображает себя викканкой, читает «Некрономикон», проводит ритуалы. Старший сын покуривает марихуану, младшенький просто аутист.
Несмотря на это, жизнь семьи течет своим чередом, пока на заднем дворе поместья не падает метеорит. Он распространяет вокруг себя… причудливый, очень странный, неземной цвет. Из-за этого местность вокруг поместья загадочно преображается. А вскоре начинает преображаться и семья Гарднеров. И не в лучшую сторону…
Шта это?! Неужто к нам прилетел Супермен?
участок
По следам его жены Терезы мастэктомия Натан Гарднер перемещает свою семью, включая детей Лавинию, Бенни и Джека, в дом своего покойного отца. ферма. Однажды ночью ярко светящийся метеор совершает аварийную посадку во дворе их дома, ненадолго травмируя Джека. Следующим утром, гидролог Уорд Филлипс, осматривающий местность в поисках плотина развития, вместе с мэром и шерифом соседнего города Аркхэм, приезжайте, чтобы увидеть метеор. Той ночью Натан и Лавиния становятся свидетелями того, как в метеор ударило несколько молний.
Уорд замечает, что грунтовые воды приобрели маслянистый блеск, и проверяет это. Когда его тест-полоски начинают ярко светиться цветом, он советует Гарднерам не пить его. Уведомляя соседнего жителя Эзру о заражении, ему показывают запись звуков неизвестного происхождения, звучащих под домом Эзры ночью. Тем временем Джек зацикливается на колодце дома, наблюдая за странными ростками растений и насекомых, а также заявляет, что общается с «другом» внутри колодца. Команда новостей прибывает, чтобы взять интервью у Натана о метеоре, но обнаруживает, что он исчез.
Позже, пока Тереза готовит ужин, она рассеянно отрезает себе два пальца. Когда Натан срочно везет ее в больницу, он оставляет Бенни за нее. По просьбе Натана Бенни выходит на улицу, чтобы вернуть альпак фермы в их конюшни, но не возвращается до поздней ночи, утверждая, что время для него мгновенно прошло. Между тем, Лавиния несколько раз пытается связаться с Натаном, но они не могут слышать друг друга по телефону. По возвращении родителей Натан набрасывается на Бенни и Лавинию с нехарактерной яростью.
Позже Натан расстраивается, обнаружив, что его последний урожай фруктов оказался несъедобным, и Тереза огрызается после потери рабочего клиента из-за сбоя подключения к Интернету, в результате чего они ссорятся. В ту же ночь Лавиния пытается исполнить Виккан церемония спасения своей семьи, в процессе искалечив себя. Тереза внезапно слышит крики Джека и Бенни после входа в конюшню с альпаками и бросается им на помощь, но в процессе этого цветная стрела сливает Терезу и Джека в сумасшедшую массу. Невозможно завести машину или позвать на помощь, поскольку все электронные устройства перестали работать, и, обнаружив, что солнечный свет причиняет вред Терезе и Джеку, Натан и дети несут их на чердак. Бенни показывает, что он был свидетелем альпак после ужасной мутации из-за Цвета. Натан решает усыпить альпаки с дробовиком, обнаружив, что они одинаково слились вместе. Начав терять рассудок, Натан также пытается усыпить Терезу и Джека, но не может прийти в себя.
Лавиния и Бенни сговариваются покинуть ферму, используя лошадь Лавинии, но она убегает от собственности. Прежде чем вернуться внутрь, Бенни настаивает на том, что слышит, как собака в колодце, но, забравшись внутрь, он ассимилируется Цветом. Натан проявляет более нехарактерную ярость и запирает Лавинию на чердаке с Терезой и Джеком, которые обратились к агрессии. Уорд и шериф приводятся на ферму после того, как соседний житель обнаруживает сросшуюся массу животных и прибывают как раз вовремя, чтобы ворваться на чердак. Натан стреляет и убивает монстра, спасая Лавинию.
Выбежав на улицу, Натан пытается выстрелить в Цвета, выходящего из колодца, но шериф ошибочно прицелился Натаном в Уорде и смертельно стреляет в него. Уорд и шериф уходят, чтобы эвакуировать Эзру, а Лавиния настаивает на том, чтобы остаться с Натаном. В доме Эзры пара находит только его иссушенный труп и запись, которую он оставил, где он предполагает, что Цвет пытается переделать Землю во «нечто, что он знает». Возвращаясь к ферме, мутировавшее живое дерево убивает шерифа.
Уорд возвращается, чтобы спасти Лавинию, но обнаруживает, что она одержима Цветом, который вырывается из колодца и образует воронку в небо. Уорду показано видение экзопланеты, откуда родом Цвет: инопланетные сущности с щупальцами, прежде чем Лавиния распадется. Когда пространство и время начинают распутываться, Уорд входит в фермерский дом и преследуется убийственным призраком Натана. Он прячется в винном погребе, поскольку искажение реальности Цветом доводит собственность до разрушения, в результате чего Уорд остается единственным выжившим, когда он выбирается из бесцветных обломков фермерского дома.
В эпилоге травмированный Уорд стоит на вершине законченной дамбы, которая покрывает бывшую собственность, и рассказывает, что, став свидетелем захвата Цвета, он никогда не будет пить воду плотины.
Действительно ли огромен талант Кейджа?
Режиссер Том Гормикэн до «Невыносимой тяжести огромного таланта» снял только романтическую комедию «Этот неловкий момент». А также выступал продюсером нашумевшего «Муви 43».
Казалось бы, шансов на успех очень мало. Однако он смог по-настоящему проявить себя в новой картине.
Сюжет фильма получился легким и незамысловатым, в стиле шпионских боевиков 90-х. При этом он не лишен юмора достаточно неплохого уровня. В целом, картина насыщена отсылками к деятельности актера, различными шутками и заурядным сюжетом. А все диалоги можно растащить на цитаты.
Это тот редкий фильм, способный разгрузить июньский вечер и дать вам по-настоящему отдохнуть. Не ждите от него большой смысловой нагрузки, это не легендарный фильм, но достаточно интересный.
Тем, кто был раньше равнодушен к Николасу Кейджу, фильм может оказаться небольшим откровением, а фанаты актера наверняка найдут, за что хаять новинку. Чего стоит только одно отсутствие упоминания его главной роли в «Покидая Лас-Вегас», за которую он получил «Оскар». Тем не менее, пасхалок хватает, и их очень много.
Сам по себе фильм — некая краткая фильмография Кейджа, но в метаформате. Здесь зрителям дают посмотреть некий фильм о фильмах: звезду 90-х запихнули в его же собственный фильм. Правда, сильно копаться в истории героя авторы почему-то не хотят.
Есть интересная задумка с двумя Николасами Кейджами, один из которых является внутренним голосом актера, его молодой и «горячей» версией. Обидно то, что эту идею не развивают, оставляя «второе Я» лишь второстепенным персонажем, который фактически не влияет на сюжет.
На мой взгляд, в некоторых моментах получилось довольно «стерильное» повествование. Создатели картины пытаются максимально аккуратно обыграть те или иными моменты жизни, не добавляя чего-то от себя и не пытаясь на этом сыграть. В итоге получается странно и неприятно. Но таких моментов мало, и это хорошо.
Порадовало отношение Кейджа к самокритике. Он охотно смотрит в кадре фильмы с собственным участием и иронизирует над самим собой. И ему это действительно нравится, это видно в каждом кадре. Жаль, что иронизировать не всегда получается удачно.
Сценарий в принципе построен на высмеивании киношных клише и подобного, но не очень умело с этим борется. Не сказал бы, что это выглядит очень плохо, но можно было сделать гораздо лучше.
Гарднеры
Сперва кажется, что первое место в фильме отведено Лавинии — дочери Нейтана, которой в рассказе даже не было (в произведении Лавкрафта у Нейхема три сына).
Возможно, введение нового персонажа пошло фильму на пользу — за игрой Мадлен Артур действительно интересно следить, в то время как в рассказе дети Гарднера-старшего являются даже не второстепенными, а третьестепенными персонажами, за образы которых не зацепиться.
В середине фильма, когда начинается «изменение» главного героя, отлично себя показывает Николас Кейдж — его сперва раздражительный, а после агрессивный глава семейства к финалу закономерно слетает с катушек.
Хотя, по-моему, из-за того, что события разворачиваются так стремительно, преображение Нейтана выглядит ну очень резким.
Остальные персонажи мне ничем особо не запомнились. Наверное, стоит отметить попытку создателей фильма сделать гидролога Уорда более значительным персонажем — однако он выпадает из истории почти на полфильма.
Режиссер Ричард Стенли представляет миру свою первую за многие годы художественную картину «Цвет из иных миров», где в главной роли – Николас Кейдж. Мария Михайлова рассказывает, чем примечательна новая экранизация повести Лавкрафта.
Ричард Стенли, бывший одним из культовых режиссеров в 90-е, давно увлекается эзотерикой и не скрывает своей большой любви к королю ужасов Лавкрафту – поэтому неудивительно, что его возвращение в мир массового кинематографа он решил начать именно с экранизации одной из самых ярких повестей писателя. Заметно, что в проект вложено немало труда и амбиций – одним из самых наглядных подтверждений можно назвать Николаса Кейджа в главной роли. Вместе с тем Стенли взял в качестве базы именно тот материал, который позволит ему не терять художественной свободы в погоне за успехом жанрового кино. «Цвет из иных миров» — одна из самых необычных работ Лавкрафта, и не только потому, что совмещает в себе элементы ужасов и научной фантастики. Главной особенностью этого произведения является неопределенность монстра, его неописуемость – основной задачей писателя было сделать пришельцев такими, чтобы ни один землянин не смог описать, что он видел, то есть не имеющими земного подобия.
Кадр из фильма «Цвет из иных миров»
Таким образом, режиссер изначально взялся за непростую, но любопытную творческую задачу – как визуализировать то, что не поддается описанию. И конечный результат его усилий стал одним из самых очевидных плюсов картины. Просмотрев фильм, зритель не сможет выразить словами, что он видел, что именно стало причиной катаклизм, происходящих у фермерского дома, но хорошо прочувствует атмосферу благодаря деталям: с экрана буквально ощущаются запах жженой шерсти и больничной палаты, странный привкус воды и, конечно, неестественный неоново-лиловый цвет, который постепенно поглощает пространство. Цвет в картине – не просто визуальный эффект, а полноценный персонаж, мыслящее существо, которое не просто заражает почву, а влияет на сознание героев настолько, что в итоге полностью вытесняет его собой.
Кадр из фильма «Цвет из иных миров»
Темп повествования в фильме тоже особенный. Здесь невозможно нащупать привычную композицию или пик напряжения, глаз не цепляется за поворотные моменты или отправные точки, потому что их здесь нет. Все повествование подчинено медленному ходу времени, постепенному заражению и умиранию всего: природы, материи, разума. Главное ощущение, которое передается зрителю через экран – безнадежность, обреченность всех, кто оказался в зоне заражения. И именно это напряжение, которое даже не растет, а растягивается по всей картине, делает фильм страшным. Зритель будет избавлен от надоевших и раздражающих скримеров и сможет смотреть кино, наслаждаясь красивой картинкой и испытывая при этом сильнейший дискомфорт. Повествование развивается настолько плавно, что очень сложно нащупать момент, когда происходящее на экране становится по-настоящему абсурдным. Это помогает режиссеру заставить аудиторию ощутить беспомощность, невозможность контролировать ситуацию. И это действительно сильный художественный ход – он подчеркивает «инопланетность» фильма.
Кадр из фильма «Цвет из иных миров»
Николас Кейдж оказался в картине действительно не зря. Он использует прием, который ему отлично удается – постепенный переход от внешне спокойного, безобидного на вид папы-добряка к безумному истерику, полному ярости, которая очень хорошо скрывалась от домочадцев годами. Актер смог органично вписаться в нагнетающуюся атмосферу абсурда и противоречий. Другие персонажи чуть уступают ему – но и их роли оказываются в итоге не такими важными, как может показаться вначале. Впрочем, даже героя Кейджа нельзя назвать здесь главным – «Цвет из иных миров» лишен привычного распределения ролей так же, как и устойчивой композиции и сюжета.
Кадр из фильма «Цвет из иных миров»
Но, несмотря на большой список достоинств, Ричард Стенли все же допускает ряд досадных оплошностей, которые портят впечатление от картины. Ему не очень удается внедрить в картину хоррор-элементы – используя их, он скатывается в банальность. Глуповато в кадре смотрятся простейшая сцена с отрезанием пальцев во время готовки, паукообразный монстр, разговоры с невидимым другом из колодца. Эти детали стоило либо обыграть по-другому, либо вовсе отказаться от них: они приближают «Цвет из иных миров» к проходному массовому кино. Впрочем, возможно, режиссер просто боялся заиграться и добавил в фильм беспроигрышных клише в надежде сделать его хоть чуть-чуть более «земным» и понятным.
Новые неприятности (апрель-сентябрь)[ред.]
Почки на деревьях Нейхема набухали раньше, а по ночам зловеще светились непонятным цветом и шелестели, даже в безветренную погоду. Состояние Гарднеров тем временем ещё сильнее ухудшилось. Вся флора приобрела странный оттенок.
В мае появились насекомые, и от их жужжания Гарднеров одолела бессонница. Мухи и комары превратились в кошмар: они стали вести себя странно. У коров, питавшихся заражённой травой, испортилось молоко. Миссис Гарднер сошла с ума. Затем лошади обезумели и убежали. Растения стали чахнуть, и к сентябрю от них остались только груды пепла. Жена целыми днями истошно кричала. Вода в колодце испортилась. В сентябре Теддиус, средний сын Нейхема, сошёл с ума. Куры, коровы и свиньи окрасились в серый цвет и вскоре сдохли. Собаки и кошки сбежали ещё раньше.
Рецензия: Мутация
Никита КОМАРОВ, 15 февраля 2020
Что получается, если свести вместе Лавкрафта, Николаса Кейджа и культового режиссёра начала 90-х Ричарда Стэнли, который был выставлен с площадки печально известного «Острова доктора Моро» в первую неделю съёмок и провёл следующие два десятка лет за увлечением эзотерикой и съёмками нишевого документального кино? Не единственный, надо полагать, возможный, но полученный нами ответ «Цвет из иных миров», фильм гораздо менее интересный, чем можно было предполагать, и выставляющий всех не в лучшем свете. Режиссёр стал прозаичнее, чем был во времена, скажем, своего абсурдного, но необыкновенного культурно-жанрового гибрида «Песчаный дьявол», любимый нами исполнитель главной роли толком не находит себе места, дух писателя разжижен повадками мейнстримового жанрового кино и типичными адаптационными проблемами.
Перед нами история, в которой не происходит, по сути, ничего, кроме медленной смерти: неведомая космическая дрянь просто падает с небес на случайных, не имеющих для неё никакого значения людей и, впитавшись в почву, отравляет, извращает, обращает в тлен и пепел всю природу, среди которой они живут и частью которой являются. Важный приём оригинального рассказа, читающегося минут за 20, его элегический тон: о событиях повествуется спустя поколения после того, как они произошли, они есть свершившийся факт, ничего в них никогда не являлось чем-либо, кроме ещё одного шага навстречу неизбежности. Так двигателем истории успешно становится не конфликт, но ощущение вселенской обречённости.
Подобное возможно в кино, причём даже с действием в настоящем времени см., например, «Ведьму» Роберта Эггерса, другое дело, что там и конфликт всё же играл немаловажную роль (члены семьи становились антагонистами по отношению друг к другу, чего не происходит в «Цвете»), и обречённость не распространялась на финал. Для Стэнли эти пути закрыты, и его попытки разнообразить действо приводят лишь к потере фокуса. Личные драмы персонажей очеловечивают их в моменте, но никак не связаны с сутью истории; Цвет становится в большей степени монстром, нежели просто силой; картинка и музыка открыто берут подсказки у «Аннигиляции», также сильно упростившей собственный первоисточник о неведомой природе инопланетного; под конец в дело вступают шерифы и огнестрелы, не привносящие абсолютно ничего.
Отдельно стоит Кейдж, играющий своего героя-фермера как кроткого лысеющего университетского профессора, который выставляет себя дураком на телевидении и растолковывает за доение альпака. Его патентованные истерики используются фильмом как знак, что персонаж перестал быть самим собой, но на деле производят впечатление, противоположное пугающему, учитывая, как они стали привычны и ожидаемы.
Конфликт между любовью режиссёра к Лавкрафту и его же небрежностью суммируется уже в прологе, где рассказчик, почти дословно цитируя за кадром целые предложения, сообщает, что, как ему сказали, он отправился в проклятый край после чего на наших же глазах знакомится с обитателями края, с которыми на тот момент ничего ещё не случилось. Одна лишь судьба матери семейства в исполнении Джоэли Ричардсон является поистине кошмарной и проблеском того, чем мог бы быть фильм в целом, если бы его скорее не характеризовала следующая за этим кульминация, в которой от оригинальной прозы остаётся долгое бюджетное световое шоу. В этом есть иллюстрация того, в каких разных смыслах как читателя, так и зрителя можно заставить почувствовать себя беспомощным.
Лавкрафт учит жить осознанно и экологично
Мишель Уэльбек в эссе «Г. Ф. Лавкрафт: Против человечества, против прогресса» заметил: «Во всем его творчестве мы не найдем ни малейшего намека на два факта, значимость которых, как правило, все согласны признать: это секс и деньги. Действительно, ни малейшего. Он пишет ровно так, как если бы этих вещей не существовало».
И правда, во всем необъятном наследии Лавкрафта мы ни разу не встретим описания товарно-денежных отношений, а единственная форма потребления, известная его героям — это потребление знаний об окружающем мире. При этом любая попытка вмешаться в естественный ход вещей во вселенной Лавкрафта неминуемо оборачивается катастрофой — буквальной или метафизической.
Так, в рассказе «Шепчущий во мраке» (The Whisperer in Darkness) герои в своей гордыне пытаются остановить экспансию крылатых чудищ с планеты Юггот. Вызов, который они бросили природе, заканчивается для них закономерно: их мозги закатывают в банки и ставят на полку. А повесть «Хребты безумия» (At the Mountains of Madness) и вовсе представляет собой экофашистский манифест, требующий немедленно прекратить исследование антарктических льдов и пророчески предсказывающий последствия этой деятельности в виде глобальных климатических изменений, пробудивших то, что лучше бы спало.
Фансервис
В картине Стэнли нашлось место и фансервису — добавлению в фильм необязательных элементов, ориентированных на поклонников.
Например, в одной из сцен мы видим, как Уорд сжимает в руках томик рассказов Элджернона Блэквуда, чьи «Ивы» так высоко оценил Лавкрафт. Отличный выбор для чтения ночью в лесу!
А сцена в амбаре — явный оммаж к известному эпизоду на псарне в «Нечто» (1982) Джона Карпентера. Правда вместо собак мы видим альпак, что, как мне кажется, выглядит ещё более жутко.
Нам также несколько раз в лицо тычут «Некрономиконом» — вымышленной книгой, которая постоянно фигурирует в произведениях Лавкрафта.
В фильме присутствует и тупейшая, на мой взгляд, сцена ритуала, который Лавиния проводит с помощью этой книги. Мало того, что это выдумка сценаристов, так и не понятно, для чего вообще это было снято: никакого влияния ни на сюжет, ни на героев это не оказывает, несмотря на сделанный акцент.
Лавкрафт — русский космист
Достоверно известно, что Лавкрафт читал все книги, которые были доступны в США вплоть до момента его смерти. Среди них, несомненно, были и труды русского мыслителя Николая Федорова, прежде всего — «Философия общего дела», в английском издании получившая название Philosophy of Physical Resurrection, «Философия физического воскрешения».
Отголоски федоровского учения без труда можно найти в рассказе «Герберт Уэст — реаниматор» (Herbert West — Reanimator). Новелла была впервые опубликована в 1922 году, что делает Лавкрафта одним из первых посредников между русским космизмом и его западными аналогами. Впоследствии идеи Федорова были развиты ГФЛ в романе «Случай Чарльза Декстера Варда» (The Case of Charles Dexter Ward):
Гибель Гарднеров (октябрь-ноябрь)[ред.]
Девятнадцатого октября Теддиус умер в комнате наверху. Обстоятельства его гибели были столь ужасны, что Нейхем не решился о них рассказывать.
Три дня спустя исчез маленький Мервин. Отправился куда-то ночью с фонарём и ведром и не вернулся. Рядом с колодцем Нейхем нашёл кусок металла, в котором с трудом можно было узнать фонарь.
Две недели спустя Эмми пришёл к Гарднерам, и, поднявшись в комнату где должна была быть миссис Гарднер, увидел на полу что-то чёрное. Оно шевелилось. В ужасе он спустился вниз и встретил на первом этаже ослабевшего Нейхема. Он сделался пепельно-серым. После бессвязного монолога Нейхем умер. Зенас куда-то исчез: все попытки найти его оказались бесполезны. По всей видимости, и его смерть была связана с колодцем.
«Кобра» (Cobra)
В центре сюжета индийского боевика — гениальный математик Мати, у которого есть альтер эго Кобра. Вторая личность совершает преступления, используя математические знания и развитый интеллект. Действие картины начинается с расследования убийства мэра одного французского города и других высокопоставленных персон из разных стран. Некоторые события в ленте разворачиваются в России.
Роль Мати и Кобры исполняет Чийян Викрам, известный по таким проектам, как «Злодей», «Демон» и «Сын Бога». В соцсетях актёр рассказал, что его герой полностью противоположен по характеру ему самому. Съёмки картины проходили в городе Хайдарабад (Индия) во время пандемии коронавирусной инфекции.