Братья стругацкие

Сюжет сериала

1 сезон

1970-е годы. На планете ученые вдруг начали обнаруживать места, в которых все происходящее не укладывается в умах ученых. Эти участки назвали «Зонами». Здесь меняются физические свойства пространства и времени, привычные законы физики просто не работают. Одними исследователями было предположено, что внеземные цивилизации, двигаясь на другие планеты, останавливались на Земле «на пикник». Другие же посчитали, что эти Зоны были расставлены инопланетным разумам, словно ловушки. Но тогда с какой целью? Ясно одно: после их посещений осталось очень много тайн и вопросов.

Военные быстро оградили странные участки забором. Зона охраняется ежесекундно и постоянно изучается учеными. Но некоторые люди, которые преграды не помеха, незаметно пробираются на территорию Зоны и находят там странные артефакты, обладающие неземными свойствами. Поняв, что находки можно продавать за пределами аномального участка за баснословные деньги, самые смелые сталкеры начинают охотиться за такими предметами. И их не останавливает опасность, которая преследует непрошеных гостей по пятам.

Главный герой сериала Рэд Шухарт, проживающий в городе Хармонт, – один из таких нелегальных сталкеров, который много раз посещал Зону и находил в ней разные предметы. Это, пожалуй, единственный способ заработка для него. И никакие опасности не останавливают Рэда, даже неоднократные попадания за решетку за его действия. Он оправдывает себя обязанностью заботиться о жене и маленькой дочке. Еще одной причиной, заставляющей снова и снова бежать в Зону, является тот факт, что его дочь Мари – необычный ребенок. Как и многие другие дети, рожденные в этом городе, Мари не является обычным ребенком ни физически, ни биологически, а ее болезнь не известна современной медицине. Ученые называют таких детей – «дети Зоны». Чтобы разгадать тайну болезни Мари, Рэд ищет артефакт, способный ее вылечить.

2 сезон

Во 2-м сезоне Зона будет понемногу открывать свои тайны ученым, но все равно, отвечая на одни вопросы, возникают десятки новых. Попытки понять и «приручить» Зону вызывает огромный ажиотаж среди сталкеров, которые хотят заполучить хоть немного ее сверхвозможностей. Но, овладевая новыми артефактами, одни хотят завоевать мир, а другие желают этому миру мира. Вечная борьба добра и зла продолжается.

На какой возраст читателя ориентированы романы Стругацких

Есть мнение, что  читатели подросткового возраста не в состоянии понять весь глубинный смысл произведений, увлекаясь лишь фантастической сюжетной линией. На самом деле, всё очень индивидуально, поскольку все дети развиваются в своём ритме. В любом случае, если ребёнок любит и увлечён чтением, то с возраста двенадцати лет можно предложить прочесть роман «Трудно быть богом» или «Понедельник начинается в субботу», что является отличным вариантом для развития хорошего чувства юмора.

Книги носят не просто развлекательный характер, позволяя скоротать время в дороге, это время, проведённое в хорошей кампании двух интересных людей, которые являются лучшими среди российских авторов научной и социальной фантастики.

Зона

«Зона» представляет собой участок местности на Земле, результат так называемого Посещения. На Земле насчитывается шесть Зон. Зоны необитаемы, в них не могут жить люди и животные. Многие из тех, кто не успел вовремя эвакуироваться из Зон, пострадали — ослепли, перенесли неизвестные человечеству заболевания. Существует легенда, что в одной из областей Зоны остались жить люди, пережившие мутации.

В Зону, которая возникла недалеко от города Хармонт, входят городские руины, здание завода, карьер, пустынная равнинная местность и горы. Предположительно, её площадь достигает сотен квадратных километров. Зона содержит в себе большое число аномалий, в том числе и различных «ловушек», представляющих опасность для человека. Расположение аномалий в зоне постоянно меняется, несмотря на то, что в присутствии людей зона кажется «статичной». У Зоны есть собственная чётко очерченная граница, то есть никакие аномалии (например, переносимый ветром «жгучий пух»), на первый взгляд беспорядочно перемещающиеся по Зоне, никогда не пересекают её границ. Зона также окружена «периметром», который охраняется военными. Официально в неё можно было попасть через «предзонник» расположенного рядом с ней Международного института внеземных культур. Повышенного электромагнитного или радиационного фона в Зоне не наблюдается.

Сталкеры, которые посещают Зону на свой страх и риск, ориентируются в ней благодаря своим чрезвычайно развитым рефлексам, интуиции и, возможно, какой-то сверхчувствительности (Рэдрик Шухарт описывает у самого себя внезапные приступы, когда он начинал различать запахи так же хорошо, как собака). Типичный способ прокладывать новый маршрут в Зоне — это бросать перед собой гайки, которые могут выявить опасные флуктуации типа «комариных плешей» (областей усиленной гравитации).

Продолжения и подражания

  • Александр Лукьянов, «Старик с обочины» (повесть, 2008).
  • Александр Лукьянов, «Трейлер Старика» (повесть, 2010).
  • Кир Булычёв, «Спасите Галю!» (рассказ, 1990).
  • Леонид Кудрявцев, «И охотник…» (рассказ, антология «Время учеников», 1996)
  • Николай Романецкий, «Отягощённые счастьем» (повесть, антология «Время учеников», 1996)
  • Никита Филатов, «Позолоченный шар» (рассказ, антология «Время учеников — 3», 2000)
  • Сергей Стрелецкий, «Сердце Зоны» (рассказ, 2008).
  • «Христолюди», фантастическая повесть. Любительский перевод романа Д. Уиндема «Хризалиды», вышедшего в 1955 году, с незначительными вставками «под Стругацких».
  • Сергей Тармашев, серия романов «Ареал» (АСТ, 2011—2015).
  • Книги и рассказы, посвященные сталкерам и написанные под влиянием серии игр S.T.A.L.K.E.R.
  • Дмитрий Силлов, «Пикник на обочине: Счастье для всех». Первый роман в серии «Пикник на обочине», позиционируется как прямое продолжение истории Шухарта. 2013.
  • Чайна Мьёвиль, «Рельсы». Мир книги крайне похож на Зону. В одном эпизоде герой рассматривает артефакт, похожий на «пустышку» — «Трискель Стругацки».
  • Майк Гелприн, «Хармонт. Наши дни» (АСТ, Астрель-СПб, 2014).
  • Джефф Вандермеер «Аннигиляция»,Цикл «Зона Икс» (2014) — сюжет и основные детали скопированы практически полностью.
  • Майкл Крайтон — Сфера (1987)
  • Иори Миядзава — «Пикник в Потусторонье» (2017) серия романов и манга, где две девушки исследуют мир городских легенд.

Проблематика произведения «Пикник на обочине»

Эту повесть лишь на первый взгляд можно отнести к научной фантастике. Всё больше критиков склоняются к тому, что данная книга – это фантастика социальная, так как в объективе писателей в каждом эпизоде находятся люди.

Зона является лишь фоном, который подсвечивает одну из самых наболевших проблем человечества – проблему противостояния человека и общества как жёсткой тоталитарной системы.

Главный герой — это сильная неординарная личность, которая всеми силами пытается отгородиться от системы. Больше всего на свете он хочет быть не таким, как все, хочет быть свободным и ни от кого не зависеть. Именно ради этого он ходит в Зону, потому что только там он чувствует себя по-настоящему на своём месте. По мере своего пути Шухарт понимает, что весь мир нужно менять, и в то же время осознаёт свою ничтожность и всю тщетность своей жизни.

И вот такой отчаявшийся, на пределе своих сил человек находит волшебный Золотой шар, исполняющий желания. И авторы рисуют ещё более страшную картину – у героя нет мыслей, нет желаний, он попросту не знает, что можно попросить у этого всемогущего божества или всесильной машины…

Вот это и есть истинная трагедия человека, выживающего в обществе. В погоне за собственным счастьем и материальными благами люди теряют способность мыслить, перестают быть людьми и становятся лишь животными, которые из леса смотрят на весь этот пикник.

Примечания

  1. Английский язык знали оба брата, но Аркадий, окончивший Военный институт иностранных языков, профессионально владел английским и японским и некоторое время служил в армии на Дальнем Востоке как дивизионный переводчик. И с японского (например, того же Акутагаву Рюноскэ) он переводил обычно в одиночку.
  2. Кир Булычёв вспоминал, как во время визита в Польшу он с переводчиком зашёл в букинистический магазин и спросил, нет ли чего нового из англоязычной фантастики (английским языком переводчик и востоковед Игорь Можейко владел в совершенстве, а в СССР такого рода книги почти не завозили). Продавец ответил: «Извините, пан Станислав Лем, который нам сдаёт книги, давно что-то не заходил». Когда же переводчик решил похвалиться и сказал, что магазин посетил тоже известный писатель-фантаст из СССР — продавец полез обниматься к Булычёву с криком: «Добро пожаловать, пан Стругацкий!»
  3. Первая журнальная публикация братьев в соавторстве — 1958 года, рассказ «Извне» о контакте с инопланетным автоматическим кораблём
  4. Именно «обреченный», без «ё». От старославянского названия картины Н. Рериха, когда-то вдохновившей АБС на написание романа.
  5. Главный герой, советский молодой учёный Андрей, даже спьяну докапывался до друга-японца, спрашивая, где тот так хорошо выучил русский язык. Японец отбивался и спрашивал, где Андрей наловчился шпарить на японском без акцента.
  6. Буквально: «Пикник в Потусторонье». Прямая отсылка к названию «Пикника на обочине» на английском: «Roadside Picnic»

Создание и публикации

Произведение было написано братьями Стругацкими в 1971 году (первые наброски сделаны с 18 по 27 января в Ленинграде, чистовой вариант закончен с 28 октября по 3 ноября в Комарово).

Впервые опубликована с продолжением в 1972 году в ленинградском журнале «Аврора». Впервые отрывок (фрагмент пролога и начало первой части) был опубликован в составе 25 тома «Библиотеки современной фантастики» (1973). Повесть также публиковалась в газете «Молодёжь Эстонии» (Таллин) с декабря 1977 по февраль 1978 годов.

«Пикник на обочине» не удавалось выпустить книжным изданием в Советском Союзе на протяжении восьми лет — первый договор на издание его в составе сборника был заключён авторами с издательством «Молодая гвардия» в 1972 году, готовая рукопись была одобрена и прошла первую редактуру в 1973 году, однако из-за последующих многочисленных проволочек и откровенного саботажа нового состава редакции сборник под названием «Неназначенные встречи» вышел только в 1980 году в изменённом составе и с многочисленными исправлениями в тексте «Пикника», часто неосмысленными (например, название города «Хармонт» было изменено на «Мармонт», название группы сталкеров «Варр» — на «Веер» и т. д.), а в других случаях отражающие эстетические и идеологические установки редакции (убраны «грубые» реплики персонажей, добавлены «материалистические» объяснения для некоторых порождаемых Зоной явлений и т. д.). Значительная часть связанных с историей этой публикации документальных материалов (в том числе переписка авторов с редакцией с обсуждением претензий и предлагаемой правки) опубликована в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». Первое англоязычное издание вышло в США в 1977 году

Затем повесть была опубликована в 1984 году в сборнике «За миллиард лет до конца света» (М.: «Советский писатель», сборник переиздан также в 1985 году) по тексту журнальной публикации и в 1988 году в сборнике «Повести» (Л.: «Лениздат»).

В 1989 году в издательстве «Юридическая литература» вышел двумя изданиями под разными обложками авторский сборник с «Пикником на обочине», текст которого значительно отличался от всех ранее и впоследствии опубликованных вариантов — это было обусловлено тем, что Аркадий Стругацкий (вероятно, по ошибке) передал в издательство один из черновых вариантов.

Впоследствии произведение регулярно переиздавалось.

Полностью восстановленный и наиболее близкий к авторскому замыслу текст вышел в полном собрании сочинений, выпущенном московским издательством «Текст» в 1991 — так называемое «белое» издание — том 7, в книжной серии «Миры братьев Стругацких» (1997), а также включён (с некоторыми исправлениями) в так называемое «чёрное» собрание сочинений Стругацких, выпускавшееся в 2000—2003 годах. Этот текст используется во всех последующих изданиях последних лет.

Адаптации

Экранизации

В 1977 году чехословацкое телевидение сняло мини-сериал по мотивам повести под названием Návštěva z Vesmíru (Визит из космоса). Сериал был разгромлен критикой и на данный момент о существовании каких-либо копий неизвестно.

В 1979 году был выпущен фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Сценарий фильма был написан братьями Стругацкими и Андреем Тарковским по мотивам повести. Стругацкие переписывали сценарий неоднократно, в результате последняя версия, использованная для фильма, не имела почти ничего общего ни с первой, ни с самой повестью.

В 2000 году кинокомпания Columbia Pictures объявила о намерениях сделать высокобюджетную экранизацию, под названием «После посещения» (англ. After the Visitation), в качестве постановщиков были приглашены Глен Морган и Джеймс Вонг. В 2006 году вместо них в этот проект был приглашён режиссёр Дэвид Якобсон. Тогда же была озвучена информация, что одну из ролей должен исполнить Джон Траволта. Впоследствии запись об этом проекте была удалена из IMDB.com.

11 сентября 2015 года в новостных лентах появилась информация, что кинокомпания WGN America объявила о начале работы над сериалом по книге «Пикник на обочине». Идею реализовывали сценарист Джек Паглен и режиссёр Алан Тейлор. В 2016 году появилось сообщение, что главную роль в сериале Roadside Picnic по мотивам повести сыграет Мэттью Гуд, а в феврале 2017 появился трейлер к сериалу. Однако после завершения пилота компания WGN отказалась от проекта. Компания-производитель сообщила, что попытается продать проект другим покупателям.

В 2012 году независимая кинокомпания Pilman Radiant Pictures выложила на YouTube результат пятилетней работы над инди-фильмом Vyöhyke (Зона) по мотивам повести Стругацких.

Также на IMDB появилась запись о мультипликационном проекте «Zona», запуск которого также намечается на 2017 год.

В 2021 вышла японская аниме адаптация под названием «Пикник в Потусторонье». Сюжет основан на одноименной манге Иори Миядзавы и рассказывает про двух девушек попадающих в другой мир наполненный множеством тайн и опасностей.

Игры

  • Любительские Roguelike-видеоигры для ДВК (1988 г.) и ZX Spectrum — «Сталкер» (1997 г.) и «Zone the Last Stalker» (1999 г.)
  • Советский радиоспектакль «Пикник на обочине» 1990 года. Сюжет сохранён с сокращениями и искажениями имён (так, город Хармонт превратился в Мармонт, а Мосол Катюша стал Канашей). В роли Шухарта — Николай Караченцов. Также в ролях — Владимир Кашпур (Барбридж), Юрий Васильев (Кирилл), Леонид Кулагин (Лемхен), Георгий Тараторкин (речь от автора).
  • В 2003 году финская компания Circus Maximus спродюсировала театральную версию «Пикника на обочине», названную «Stalker».
  • В 2007 году вышла компьютерная игра «S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля», использующая идеи книги и фильма. 22 августа 2008 года вышла вторая компьютерная игра серии — «S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо». В 2009 году вышла третья игра «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти». Несмотря на большое количество материала, отсылающего к роману Стругацких (от основных терминов «сталкинг», «хабар», вплоть до идентичного наименования большинства аномалий), разработчики игры никак не упомянули о вкладе творчества писателей в свой проект из-за возникших проблем с авторскими правами.
  • Настольная ролевая игра Stalker RPG, разработанная Вилле Вуорела с разрешения Бориса Стругацкого, была опубликована в 2008 году издательством Burger Games на финском и в 2012 году — на английском языке.

Сценарий «Машина желаний»

Первый вариант сценария, написанный Стругацкими для будущего фильма Тарковского. Опубликован в полном собрании сочинений издательства «Текст». Также когда-то был размещён на официальном сайте братьев Стругацких. Имеет много общего с исходным произведением. Интересен тем, что в нём рассмотрен один из вариантов завершения сюжета: сталкер дошёл до места исполнения желаний, в полубессознательном состоянии попросил что-то, чего сам не разобрал, и оказался дома. Он видит, что его дочка осталась больной, а из большого мешка на его плече сыплются деньги. Описанный в сценарии сталкер — не Рэдрик Шухарт.

Существует также версия, опубликованная в альманахе «Сборник научной фантастики» 1981 года (выпуск 25). Эта версия несколько ближе к существующей экранизации.

Сюжет «Пикник на обочине»

Сюжет – один из любимейших всеми в мире научной фантастики. Что произойдёт на Земле, если её посетят пришельцы. Такие события и до Стругацких неоднократно обыгрывались фантастами. Взять того же Уэллса. Казалось бы, что нового здесь ещё можно сказать.

Но Стругацкие верны себе. Их замысел – гениален и прост.

Небольшой затерянный в глуши англоязычный городок. По признанию самих авторов, это вымышленное поселение из бывших британских колоний где-то глубоко на севере Канады. Жизнь такого городка уныла, сера и беспросветна.

И вот, словно чудо, именно это место посетили пришельцы и появляется Зона – территория с феноменами и артефактами, которые остались после того, как инопланетяне ушли.

Причём авторы не вдаются в подробности – как именно появилась Зона, как именно происходил контакт и какие были пришельцы.

Нет, к началу развития событий Посещение уже произошло и Зоны существуют как некая данность. А Стругацкие только показывают читателям, что же происходит с людьми, которые, так или иначе, прикоснулись к непознанному.

Главный герой повести – Рэдрик Шухарт. Яркая, сильная, незаурядная личность. Почти всю сознательную жизнь он прожил рядом с Зоной. И он – сталкер. Один из тех смельчаков, кто проникает в запретную территорию за разными необычными вещицами – «хабаром» – которые он потом продаёт и тем самым зарабатывает себе на жизнь. Судьба Редрика уже неотделима от Зоны, и вся жизнь его делится от вылазки до вылазки.

Апофеозом его сталкерской карьеры стал поход за самым ценным артефактом – Золотым Шаром – нечто таким, что может исполнять самые сокровенные желания. Но дойдя до Шара, по пути принеся в жертву абсолютно невинного человека, герой понимает, что желаний у него уже не осталось.

Краткий пересказ «Пикника на обочине»

За десяток лет до описываемых в повести событий на планету Земля высадились инопланетяне. На местах высадки образовались аномальные зоны, в которых происходят необычные вещи. Здесь не могут выжить ни люди, ни звери.

Местному населению пришлось срочно искать другие места жительства. Ученые занялись изучением аномальных зон. Они нашли немало предметов, оставленных гуманоидами. Зонами заинтересовались не только ученые, но и сталкеры. Правительству пришлось установить охрану, но самым отчаянным удается обойти надежный контроль.

Сталкеры, посещающие эти зоны добывают артефакты и продают их. Но эта деятельность сказывается трагически на них самих: либо с ними, либо с их детьми начинают происходить странные и необратимые изменения. Далее следует краткое содержание «Пикника на обочине» по главам.

Глава 1

Действие сюжета разворачиваются в городке Хармонт, который находится в Англии. Здесь живет главный герой – Рэдрик. Ему двадцать три года, он – сталкер. Но решил покончить со своим страстным увлечением.

Молодой человек работает в государственном учреждении по изучению внеземных цивилизаций. Начальник Рэдрика – Панов – берет его с собой на зону для изучения предмета («пустышки»). Это – небольшие диски,внутри которых пустота, и которые невозможно разъединить.

Прибыв на место, Рэдрик заметил на зоне странные серебристые нити. Панов коснулся их и по возвращении скоропостижно скончался. Молодой человек винит себя том, что не предупредил профессора о нитях.

Вывела его из этого состояния приятная новость о том, что его любимая женщина ждет от него ребенка. Родственники уговаривали ее сделать аборт, потому что от сталкеров рождаются уроды, по их мнению. Да и в браке с таким человеком не может быть стабильности.

Но Гута сделала свой выбор.

Глава 2

События изображены спустя шесть лет. Рэдрик женился на Руте. У них родилась дочь, похожая больше на обезьянку, чем на ребенка. У нее на спине шерстка, она шустра и непоседлива. Но родители ее любят, не смотря ни на что.

Рэдрик, чтобы прокормить семью, снова становится сталкером. Он идет на зону с Барбриджем, это – бывалый сталкер

Старик неосторожно наступил на что-то, и его нога стала непослушная, как резина. Он просит Рэдрика вынести его из зоны, в благодарность он обещает дать артефакт, исполняющий любое желание

Благодаря «Золотому шару» у Барбриджа двое нормальных детей.

Рэдрик выносит старика и доставляет его к хирургу по прозвищу «Мясник». Затем он направился в гостиницу, где продал добытые артефакты Костлявому и Хрипатому (настоящие имена они скрывали). Часть денег он отдал детям Барбриджа.

Кто-то донес, и Рэдрика арестовали. Он успел попросить Хрипатова, чтобы он позаботился о жене и дочке его.

Глава 3

Нунан работал в спецслужбе, которая следила за работой сталкеров. Он действовал хитро, заводя дружбу со сталкерами, и так узнавая информацию о каждом. Ричард думал, что все делает правильно, и ни один из сталкеров не может укрыться от его взора. Но неожиданно он узнает, что артефакты попадают к Барбриджам.

Нунан встретился с Пильманом. Знаменитый ученый высказал свое мнение, что это все похоже на пикник на обочине. Это означает, что инопланетяне мимоходом побывали на Земле, передохнули, словно устроив пикник и оставив некоторые предметы, за которыми охотятся сейчас столько людей. Эти артефакты – словно мусор, выброшенный гуманоидами. А возможно, они притаились, следят за поведением людей и развлекаются.

Нунан зашел к знакомым, Шухартам, и узнал, что их дочь превращается в животное. Она уже разучилась понимать, что ей говорят. Рэдрик уже вышел из тюрьмы.

Глава 4

Главный герой решил пойти на зону вместе с Артуром, их объединяет общая цель – артефакт «Золотой шар», который исполняет любое желание. Артур хочет попросить, чтобы его отец снова смог ходить. А Рэдрик – вернуть дочке человеческий облик.

Рэдрик прекрасно понимает, что впереди у них – мясорубка. Это – такое препятствие, встречающее каждого, направляющегося к Шару исполнения желаний. Именно поэтому он взял с собой сына Барбриджа, в качестве жертвы.

Когда Артур попадает в смертельную ловушку, Рэдрик остается невозмутимым. Он даже не совершает попытки спасти умирающего парня. Артур успел крикнуть пред смертью свое желание «Золотому шару»: «пусть будут все счастливы!»

Теперь путь Рэдрика свободен к исполнению желаний. Но вдруг в его сознании что-то дрогнуло, он понял, что натворил, в какое каменное существо превратился ради своей цели.

В голове его все перепуталось, в душе не осталось ни одного желания. Тогда он машинально стал повторять слова Артура: «пусть все будут счастливы!»

Переплетение сюжета и жизни

Сюжет крутится вокруг сталкера по имени Рэдрик Шухерт (Рэд). Он – охотник за артефактами, которые могут быть простыми безделушками или обладают способностью излечивать страшные болезни, быть крайне опасными для человечества предметами. Отбыв очередной срок в заключении за занятие контрабандой, наш герой возвращается к жене и дочери. Он совершает вылазки в запретную зону, где добывает ценнейшие артефакты. Каждый новый выход в аномальное место может закончиться для него трагически и Рэд не сможет вернуться к любимым — жене Гути и дочери Мари. Как и в любом деле, где маячат большие деньги, жажда легкой наживы побеждает здравый смысл сталкера. Судьба благословит Шухерту и позволяет удачно возвращаться из очередного опасного дела, но как долго будет это продолжаться и способен ли Рэд все бросить и прекратить свои рискованные делишки. Очередная находка способна изменить судьбу нашей планеты, но на первое место для Рэда выходят проблемы его собственной семьи. «Золотой шар» — это единственная надежда вернуть здоровье его дочери Мари, но найти его не так-то просто…

Тем, кто еще не успел посмотреть этот отличный, полный приключений и захватывающих моментов фильм. А тем, кто видел, пора пересмотреть и переосмыслить глубину мысли, вложенной авторами в сюжет романа, ставшего основой для сериала. Желаем вам получить удовольствие от просмотра.

Творчество братьев Стругацких

Самый известный цикл произведений Стругацких, начиная от первой их совместной книги «Страна багровых туч» и заканчивая недописанным романом «Белый ферзь» известен поклонникам под названием «Мир Полудня» (по роману в новеллах «Полдень, XXII век (Возвращение)», где широкими мазками были описаны мир и общество, где будут происходить события последующих произведений, и к которому в качестве приквелов были «пристёгнуты» многие предыдущие повести и рассказы). Однако «Полуднем» творчество Стругацких не ограничивалось. Вот лишь некоторые произведения, не входящие в этот цикл:

  • «Извне» — первая опубликованная (чтоб не путать со «Страной багровых туч», которая была написана раньше, а в печать ушла позже) совместная повесть АБС. Насколько известно, в ней Стругацкие впервые в русскоязычной фантастике высказали мысль о том, что для исследования чужих планет не надо посылать разумных существ — достаточно роботов. Повесть написана в 1959 году, но вся последующая история космонавтики XX — начала XXI века подтвердила правоту фантастов.
  • «Понедельник начинается в субботу» и его продолжение «Сказка о Тройке» — формально юмористическая и сатирическая фантастика, но по большому счёту — едва ли не первый пример фэнтези в советской литературе.
  • «Пикник на обочине» — традиционная тема «Первого Контакта» вывернута неожиданным образом: пришельцам земляне не нужны и не интересны, они провели время на нашей планете и убрались по своим делам — а людям теперь расхлёбывать последствия и думать, что делать с кучей Зон и валяющимся в них «хабаром».
  • «За миллиард лет до конца света» — учёному легко быть упорным и храбрым, если его работе препятствует лишь цензура и политическое давление властей. Но как быть, если давит не правительство, а само Мироздание?
  • «Град обреченный» — история о странном Городе, находящемся вне времени и пространства. Город стоит в искусственном мире в виде сравнительно узкого уступа между бездонной пропастью на западе и неприступной (и, скорее всего, бесконечно высокой) Жёлтой Стеной на востоке — и населяют его попаданцы из разных стран и десятилетий XX века. К каждому из жителей Города ещё в нашем мире когда-то подошёл некто и предложил участвовать в Эксперименте. Характерная особенность Города в том, что все говорят на своих родных языках — но свободно понимают речь других.
  • «Второе нашествие марсиан» — история о том, как инопланетяне почти без насилия покорили землян, всего лишь обеспечив им сытую и спокойную жизнь.

По мнению большинства ценителей, главным паровозом творческого дуэта был Аркадий, и после его смерти самостоятельное творчество Бориса Стругацкого было «уже не тем». К Борису Натановичу даже приклеилась обидная кличка «вдова писателя».

Заключение

Далеко не многие российские авторы, пишущие в жанре фантастика, имеют успех равный тому, который по праву заслужили Борис и Аркадий Стругацкие, работающие так плодотворно и продуктивно.

После прочтения самых известных произведений авторов, можно приступить к дальнейшему изучению творчества Стругацких.

Возможные сложности восприятия книг братьев возникают в основном, как результат невнимательности, поскольку упустив какую-либо составляющую сюжета, представляется сложным собрать всю идею воедино.

Книги нашли множество почитателей, впрочем, и критики не обошли творения фантастов стороной, но нельзя не признать, что произведения, написанные в прошлом веке, носят пророческий характер. Читатели невольно узнают события настоящей действительности, политических персонажей и катастрофы, которые свершились многим позже издания повестей и романов Стругацких.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Время для себя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: