Обзор «бегущего по лезвию 2049». лучшая фантастика года? или десятилетия?

Краткое содержание

Проанализировать, в чем заключается в фильме Бегущий по лезвию смысл картины, будет гораздо проще после краткого описания показанного на экране. Но, чтобы понять суть происходящего в «Бегущем по лезвию 2049» сначала нужно вспомнить смысл сюжета оригинала.

I часть

Место действия – Лос-Анджелес. Время действия картины, снятой в 1982 году – 2019 год.

Ученым удалось создать искусственных людей – репликантов.

  • Их используют для тяжелых и рискованных работ.
  • Внешне репликанты ничем не отличаются от людей и иногда даже сами не знают, кем на самом деле являются.
  • Выявляют андроидов с помощью теста Войт-Кампфа.
  • Срок жизни искусственных людей ограничен 4 годами.
  • Некоторые из них периодически пытаются восстать. Для уничтожения взбунтовавшихся роботов создано специальное подразделение «бегущих по лезвию».

Один из «бегущих» – Рик Декард получает задание отыскать роботов последней модели, сбежавших из колонии. Четверо беглецов – Рой Батти, Леон, Зора и Прис прибывают на Землю.

Свое расследование Декард начинает с корпорации, изготавливающей репликантов. Во время проверки действия теста Войта-Кампфа для новых моделей выясняется, что секретарь президента корпорации Рэйчел – репликант, что является шоком для самой девушки.

Расследование приводит Декарда в стрип-клуб, где работает Зора. При попытке к бегству Рик убивает девушку.

Леон, пытаясь отомстить за смерть Зоры, нападает на Рика. Внезапно на помощь «бегущему» приходит сбежавшая из корпорации Рэйчел и убивает Леона.

Между Декардом и Рэйчел вспыхивают чувства, он не желает уничтожать девушку.

Декард находит Роя и Прис. Застрелив Прис, Рик вступает в схватку с Роем. Во время драки Декард едва не падает в пропасть, но Рой спасает его, вытащив на поверхность.

Последние кадры фильма показывают, как Декард и Рэйчел уезжают в Канаду. О том, сколько осталось жить Рэйчел – никому не известно.

II часть

Место действия – Земля. Время действия – 2049 год. Главный герой Кэй – репликант, работающий «бегущим по лезвию». В его функции входит поимка репликантов, нарушающих порядок.

Во время преследования одного из преступников он находит останки женщины-репликанта. Как выясняется, этой женщиной была Рэйчел.

После побега Декарт и Рэйчел связались с членами Сопротивления, организовавшими «блэкаут». Тотальное отключение электроэнергии привело к уничтожению базы данных репликантов.

Перед этими событиями Рэйчел родила девочку, но во время родов умерла. Чтобы защитить ребенка, чье рождение способно было перевернуть все представление об андроидах, Сопротивление долгое время прятало девочку.

На момент начала действия второго фильма взрослая дочь Рика и Рэйчел по имени Ана Стеллин работает в корпорации, создающей воспоминания для андроидов. Ее происхождение является для всех тайной.

Глава корпорации Уоллес мечтает о безграничной власти. Для этой цели ему нужно как можно больше послушных рабов-репликантов.

Благодаря находке Кэя, Уоллес узнает о способности роботов к деторождению. Это открывает перед ним безграничные возможности.

Кэя постоянно мучают воспоминания, заставляющие думать, что он сын Декарда. «Бегущий» отправляется на поиски своего отца.

По его пятам следует репликант-убийца Лав, посланная Уоллесом. Во время встречи «бегущего» с Риком Лав ранит Кэя и похищает Декарта.

Кэя спасают члены Сопротивления. От них юноша узнает о настоящем ребенке Рэйчел и Рика.

После отказа Декарта работать на Уоллеса, его высылают с Земли. Но Кэй нападает на конвой, перевозящий Декарта, убивает Лав, освобождает Рика.

Раненый Кэй довозит Декарта до офиса Стеллин. Обессиленный от ранений Кэй ложится на ступени здания.

В чем суть противостояния Сопротивления и Неандера Уолесса

Подпольная группа репликантов, устроившая «блэкаут» до появления корпорации Неандера Уоллеса, а теперь борющаяся против его рабской политики по отношению к андроидам, называет себя Сопротивлением. Ее возглавляет та самая одноглазая Фрейса, которая раскрыла Кею правду о его происхождении. Рождение Рэйчел ребенка утвердило Сопротивление в мысли, что однажды и они, репликанты, будут считаться равными людям – и потому они продолжают действовать, несмотря на то, что объективно силы не равны, и Уоллес с каждым новым «роборабом» все ближе к «почти официальному» статусу Бога.

Кстати, о Боге. Забавен тот факт, что Неандер Уоллес называет себя Богом, а своих репликантов – ангелами, однако именно в рядах Сопротивления рождается та, кто может построить новый мир и поставить под сомнение власть «Бога». Можно ли назвать дочь Рэйчел пророком? Пожалуй. Хотя она сама об этом и не догадывается.

Финал «Бегущего по лезвию 2049» оставляет открытым вопрос об исходе противостояния Неандера Уолесса и Сопротивления – вполне можно ожидать, что дальнейшие фильмы франшизы (в их появлении можно не сомневаться) будут строиться именно вокруг этого. Тут надо отметить, что конец оставляет и Уолесса, и Сопротивление ни с чем. Кей подстраивает смерть Рика Декарда и умирает сам. Декард встречает свою дочь. Сопротивление не получает девушку, Уолесс не получает девушку. Игра продолжается.

Подготовка: «алфавит фильма», референсы и работа в тандеме

Дени Вильнев и Роджер Дикинс на съемках фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017) / Фото: Stephen Vaughan / Alcon Entertainment

Критики называют «Бегущего по лезвию 2049» вершиной карьеры Дикинса, и, судя по всему, оператор именно так к этой картине и относился. Он был прикреплен к проекту одновременно с утверждением режиссера Дени Вильнева, с которым у них уже сложился тандем на фильмах «Пленницы» и «Убийца». Дикинс отказался от всех других предложений, и год посвятил детальной подготовке.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017) / Фото: Stephen Vaughan / Alcon Entertainment

Оператор и режиссер начали с подготовки раскадровок и поиска референсов для антиутопического мира 2049 года. На раскадровки ушло несколько недель и, словами Вильнева, они в дальнейшем стали «алфавитом фильма». Среди вдохновивших авторов референсов много реальных объектов: бруталистская архитектура Лондона, неоновые улицы азиатских мегаполисов, жилые дома Японии и Гонконга, верфи Бангладеша и Индии, Пекин с его плотным смогом и пустыня Сахара с красными пыльными бурями. Пространство должно было быть разнообразным, но цельным, как бы воплощающим собой самостоятельный характер.

Вообще Вильнев отмечает, что визуальный образ будущего создавался с опорой на прошлое и настоящее. И в этом смысле важным референсом был, конечно же, оригинальный фильм Ридли Скотта. По словам режиссера, одна из самых сложных задач заключалась в том, чтобы «связать два фильма воедино визуально». Но именно связать — Дикинс отмечает, что они не хотели копировать стилистику первой картины. «Бегущий по лезвию 2049» — это скорее переработка и развитие базовых стилистических идей первоисточника. Среди других кинематографических референсов Дикинс отмечает «Солярис» Андрея Тарковского, но, скорее, в плане общей атмосферы, чем каких-то конкретных вещей.

Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017) / Фото: Stephen Vaughan / Alcon Entertainment

Фантастический мир будущего, где «солнца никто давно уже не видел», не требовал от оператора обязательного воспроизведения особенностей естественного освещения. То есть Дикинс мог позволить себе более свободные и нестандартные световые решения. Свет вообще был одним из тех элементов, что продумывался на самых ранних этапах подготовки, а подход Дикинса к этому вопросу Вильнев даже сравнивает с работой «импрессионистского художника».  

Инструменты: камеры, оптика, свет

Сначала Дикинс тестировал камеру ARRI ALEXA 65, но в итоге остановил выбор на ALEXA XT, на которую уже снимал «Убийцу». По словам оператора, ALEXA 65 была уже «слишком четкой и выдавала слишком много информации». В тесных помещениях использовались камеры ALEXA Mini. Их также устанавливали на дроны и задействовали для воздушных съемок.

На съемках фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017) / Фото: Warner Bros.

Известно, что Вильнев и Дикинс преимущественно работают со среднефокусными объективами в диапазоне между 27мм и 50мм. Одним из самых часто используемых объективов был 32мм. «Бегущий по лезвию 2049» требовал особого масштаба, поэтому оператор также регулярно обращался к широкоугольной оптике, вплоть до 16мм и 14мм. Это позволяло сделать пространство еще более внушительным. И вновь, как и на «Убийце», Дикинс взял оптику Zeiss Master Prime благодаря ее светосиле и четкости.

На съемках фильма «Бегущий по лезвию 2049» (2017) / Фото: Stephen Vaughan / Alcon Entertainment

В плане света Дикинс использовал самое разное световое оборудование. Оператор рассказывает следующее: «У нас есть сцена, где все освещено театральными прожекторами. Есть пара эпизодов, где мы развесили где-то триста старомодных светильников. Другую сцену мы освещали с помощью 24K Skypanel. У нас также есть сцена, в которой мы использовали пятьдесят LED-панелей, и другая, освещенная светодиодными лентами». Сцену в пентхаусе освещали около ста пятидесяти 2K-прожекторов, шестьдесят-семьдесят 10-киловаттников, и примерно дюжина T12. Помимо художественных задач выбор иногда диктовался привычностью использования или доступностью.  

Сюжет[править]

Кей (полный номер — KD6-3.7) — репликант, офицер лос-анджелесской полиции, «Бегущий по лезвию». Он живёт в трущобах вместе с виртуальной компаньонкой Джой, которая общается с ним посредством голограммы, и занимается тем, что охотится на репликантов. В ходе работы он прилетает на отдалённую ферму «Целина» (да, прямо на русском), где убивает Саппера Мортона, бывшего армейского врача, беглого репликанта старой модели Нексус-8. Обыскивая жилище Мортона, Кей находит закопанный в землю армейский ящик с останками. Эти останки принадлежат женщине, умершей от кесарева сечения в ходе тяжёлых родов около 30 лет назад.

Почему больше нет границы между репликантами и людьми

Ридли Скотт добавил в режиссерскую версию сон с единорогом специально для того, чтобы сделать намек на «искусственное» происхождение Рика Декарда более осязаемым. Однако, несмотря на это, споры о том, человек он или нет, продолжаются до сих пор. «Бегущий по лезвию 2049» подливает масла в этот костер, но в то же время заявляет, что главное в фильме – рождение ребенка у Рэйчел, которая абсолютно точно является репликантом.

И все же сиквел очень плотно работает с проблемой тонкой грани между человеком и репликантом, рассматривая ее с разных сторон. Так, во время разговора Неандера Уолесса и Рика Декарда первый демонстрирует «воссозданную» Рэйчел (ее сыграла актриса Лорен Пета, на которую с помощью технологии motion capture «наложили» внешность молодой Шон Янг). Он рассказывает Декарду «истину»: на самом деле доктор Тирелл подстроил их встречу с Рэйчел, чтобы посмотреть, сможет ли его гениальное изобретение родить ребенка от другого репликанта. Уолесс предлагает Декарду клона Рэйчел в обмен на информацию об их ребенке. Декард решительно отказывается, и Лав убивает двойника – таким образом подчеркивается, что и для человека, и для репликанта не важна природа его происхождения – важны его поступки и выбор, от которых зависит судьба других (разумеется, в данном случае важнее судьба дочери Декарда и Рэйчел, а не клона).

В то же время, если отмотать назад, можно вспомнить, что когда Кей находит Рика Декарда в пустыне, тот ведет совершенно бессмысленную жизнь репликанта (в данном случае это метафора), а к концу ленты, когда состоялась его встреча с дочерью, у его существования появляется смысл, как у человека. То же самое с Кеем (хотя этот момент мы уже отметили) – он, репликант, пожертвовал собой, обрел смысл жизни (любовь), выполнил свой долг и получил свободу, умерев смертью, достойной человека (и снова метафора).

Сама же Ана Стеллин, всецело захватывая зрительское внимание в финале ленты, подводит своеобразный итог: она была рождена репликантом как человек. Теперь границ между людьми и андроидами не существует, фактически – это отменяет само понятие «репликант», выдвигая на первый план более общее и дополненное понятие «человек»

В какой-то мере это означает, что и идеи Неандера Уолесса, и идеи Сопротивления больше ничего не значат и не имеют смысла. Однако этим двум противоборствующим силам только предстоит понять это и прийти к миру – проделав такой же трудный и извилистый путь, какой прошел репликант Кей.

Адаптация первоисточника

Сценарий «Бегущего по лезвию» был основан на романе Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», который впервые был опубликован в 1968 году

Тогда же Голливуд впервые обратил внимание на произведение. Изначально ставить фильм собирался Мартин Скорсезе под продюсерским контролем Роберта Яффе, однако автор первоисточника остался крайне недоволен трактовкой романа кинематографистами, планировавшими превратить его книгу в фантастическую комедию

Роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» вышел в 1968 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Статья по теме

Вспомнить всё: как сумасшедший гений Филип Дик написал наше будущее

Продюсеру и режиссеру понравился первый драфт Фэнчера, однако Дик все еще был не в восторге от сценария и описывал его словами «Филип Марлоу встречает «Степфордских жен». Кроме того, Дик был крайне недоволен выбором постановщика и периодически писал и названивал на студию Warner Bros. с просьбой отказаться от производства фильма или хотя бы отстранить от режиссуры Скотта.

О ЧЕМ ФИЛЬМ

Детектива Рика Декарда возвращают на службу в полицию Лос-Анджелеса для поиска группы киборгов (репликантов), совершившей побег из космической колонии на Землю. Декард получает задание выяснить мотивы действий киборгов, а затем уничтожить их.

https://youtube.com/watch?v=WU5VQmFwV7w

Статья по теме

Как в страшном сне. Какие нарушения прав человека предсказали фантасты?

Стоит отметить, что итоговый сценарий фильма все равно был довольно далек от книги: он отличался не только сюжетными деталями, но и некоторыми важными смысловыми акцентами. Так, персонаж детектива Декарда, в романе Дика предстающий скорее печальным заложником в системе антиутопии, в фильме Скотта  приобрел впечатляющую решительность и трагическое сомнение в том, что он сам — человек.

Мир будущего у Дика также был описан и проблематизирован гораздо подробнее, в то время как в сценарии его вывели на задний план: перенаселение, экологическая катастрофа и исчезновение с лица планеты натуральных животных вплетены в сюжет, но не акцентируются в диалогах и не выпячиваются.

Бегущий за Оскаром

Что произошло между моментом, на котором закончился первый фильм, и началом второго?

Со времени, когда умирающий Рой Битти оплакивал свою участь под дождём, прошло 30 лет. Чёрные краски ленты сменились на серые и жёлтые, и в мире «бегущих» и андроидов случилось множество событий.

Хотя глава корпорации «Тайрелл» и утверждал, что не может продлить жизнь репликантов, очевидно, что он прятал изрядный «туз в рукаве»: новые модели выпущены без ограничений жизни. Им больше не нужны долгие тестирования: каждый репликант носит клеймо на глазном яблоке.

В 2022-м году репликанты устраивают «электромагнитный апокалипсис», чтобы уничтожить все электронные носители. Они добиваются своего – данные о них стёрты. Но зато человечество брошено в объятия нищеты и голода, а сами репликанты оказываются полностью вне закона. Изобретатель ГМО-продуктов – Ниандер Уоллес – спасает людей от голодной смерти. Затем он покупает корпорацию «Тайрелл» и разрабатывает новых андроидов, полностью покорных. У «бегущих по лезвию» новая задача – искать и убивать старые модели.

Кто такой Ниандер Уоллес?

Изобретатель совершенно «заигравшийся в бога». Его не беспокоят этические проблемы производства андроидов, он не хочет делать их человечнее, умнее и долговечнее. Его мысли заняты только идеей воспроизводства репликантов.

Это имеет двоякий смысл. Уоллес слеп. Это наталкивает на мысль, что он – тоже репликант, уничтоживший глаза вместе с клеймом рабства, и теперь жаждет сделать собратьев окончательно похожими на людей. Либо функция самовоспроизводства репликантов нужна ему для обогащения своей империи. Он ищет спрятанное репликантами-повстанцами «чудо» — ребёнка Декарда и Рейчел, чтобы украсть последний секрет Тайрелла.

Кто такой Кей?

Репликант, офицер полиции и «бегущий по лезвию», Кей только с первого взгляда кажется довольным своей участью. Глядя на него, уже никто не задаёт вопрос – могут ли чувствовать репликанты. Всё его поведение отличается крайней эмоциональностью. Его виртуальная «экономка» Джой — и та проявляет абсолютно человеческие качества: любовь, заботу, самоотверженность.

Размышления Кея о своём прошлом и том, что он помнит о своём детстве, которого не было, ставят другой вопрос, который в первом фильме был затронут частично: как влияют имплантированные воспоминания на формирование личности репликанта.

Основной конфликт фильма

Существование Анны, дочери человека и репликанта, исчерпывает конфликт между созданиями и создателями. Очевидно, биологические преграды между людьми и репликантами  исчезли. В этом случае все усилия Неандера Уоллеса и репликантов-повстанцев попросту бессмысленны. Речь идёт о сосуществовании двух видов. В сегодняшней реальности этот конфликт можно свести, в упрощённом смысле, к противостоянию детей, рождённых естественным способом, и тех, кто родился при помощи ЭКО.

Если же Декард – тоже репликант, то суть конфликта не исчерпана, и существование Анны означает просто способность репликантов к размножению. Это значительно снижает смысловую и философскую нагрузку фильма и возвращает нас к мысли, что Форд был прав в отношении своего героя.

Смысл концовки фильма

Фильм приводит к выводу, что единственное, что определяет человечность – это любовь. Душа – это любовь. То, что мы помним, может быть ложью. Память может обманывать. Истинно то, что мы думаем в настоящий момент, то, что чувствуем.

Кей самоотверженно спасает Декарда и приводит его к Анне ценой собственной жизни. Разницы в физиологическом плане между людьми и репликантами нет, разницы в эмоциональных порывах нет. Они любят, ненавидят, сопереживают абсолютно одинаково. Вопрос только  в уникальности или искусственности их личного опыта. Именно поэтому человек и репликант Анна – дизайнер воспоминаний-имплантов. Только она может дать ответ на этот вопрос – если мы дождёмся продолжения.

Концовка делает Декарда человеком

В кульминационной сцене Кей в последнюю минуту спасает Декарда от утопления. Теперь 35-летнее отшельничество Декарда закончено — официально он считается погибшим, но на деле он обретает свободу.  В Вегасе Декард по сути превратил себя в репликанта независимо от истинной природы — в его жизни не было смысла.

Кей жертвует собой, обретая смысл существования, который заключается для него в любви, долге и освобождении. Декард также получает свободу, но для него история заканчивается более радостно — он будет жить дальше, жить ради своей дочери.

Будучи порождением репликанта, но рожденной, как человек, Стеллин стирает грань между людьми и искусственными созданиями.

Таким образом, когда Декард встречается со Стеллин, такое понятие, как репликант, перестает существовать. Теперь существуют только люди. Все идеи Уоллеса и Сопротивления теряют смысл. И в этом состоит главная идея фильма.

Что тут есть[править]

  • А тут будет дверь — К может ходить сквозь стены. В смысле, делать себе дверь там где ему надо.
  • Вечная загадка — еще с выхода первой части фильма зрители задают вопрос: «Является ли Рик Декард репликантом?». Сиквел всё так же не даёт на него ответа, только намёки разной степени надежности. Более того, похоже, даже Уоллес (пока) не знает ответа: в беседе с Декардом он оговаривает оба варианта.
  • Давящий бурдон — если смотреть с хорошей стереосистемой, реально мозги из ушей вытекают. Ханс Циммер перестарался.
  • Зло в женском облике — Лав, совершенно беспощадная.
  • Камео — в одной сцене появляется постаревший Гафф (Эдвард Джеймс Олмос), персонаж из первого «Бегущего по лезвию», в другой — почти не изменившаяся
  • Кармический Гудини — Уоллес, весьма неприятный и зловещий тип, никак не пострадал, не считая облома с «чудом».
  • Красное будущее

    Скорее, бледно-розовое — заявлено возвращение к исходному миру книги, а там СССР или Восточный блок — такие себе «красные».

    — СССР до сих пор существует и поставляет на мировой рынок виртуальных балерин.

  • Крутой в пальто — Кей.
  • Мир-помойка — Земля. Океаны стали токсичными, климат ухудшился настолько, что в Лос-Анджелесе идёт снег, Лас-Вегас уничтожен ядерной бомбой, Сан-Диего превращён в огромную свалку, пища осталась только искусственная. Все, кто может себе это позволить, переселяются в колонии.
  • Не любит обувь — доктор Ана Стеллин, хотя возможно, что это просто потому, что она живёт взаперти из-за своего диагноза.
  • Пнуть собаку и А я сказал — негодяй! — Уоллес убивает новорожденного репликанта. Просто так.

    • А позже Лав «убивает» виртуальную подругу Кея — исключительно чтобы Кей «больнее обстрадался».
    • А ещё позже они убивают клона Рэйчел из-за якобы неправильного цвета глаз. Хотя уж в продвинутом будущем должны быть как минимум линзы.
  • Приглаженная помойка — Лос-Анджелес в свете неона выглядит вполне приличным городом, пока не оказывается, что за красочными вывесками прячутся обычные трущобы.
  • Профессиональный риск ментора — Лав убивает начальницу Кея. С прикрученным фитильком, так как ментор она относительный.
  • Мисс Фансервис — Джой, виртуальная подруга Кея. Она с этой целью и создана.
  • Пейзажное порно — о да! Офис «Уоллес» в теплых тонах охры, красочная реклама Sony, великолепная архитектура небоскрёбов…
  • Пейзажное гуро — помойка Сан-Диего, где ютятся мусорщики, трущобы Лос-Анджелеса с размалеванными граффити стенами…
  • Снег означает смерть — в финале.
  • Сюжетообразующая дыра и Проблемы с коммуникацией убивают — если разобраться, хотели-то что Уоллес, что сопротивленцы-репликанты одного и того же: наделения репликантов способностью к живорождению. Просто даже попробовать поговорить друг с другом никто даже не пытался, оттого и вышел весь конфликт.
  • Фанская кличка — для самого фильма: «Drive Runner». Потому что Гослинг такой Гослинг.
  • Самоуверенный мерзавчик — Лав. «I’m the best one», все дела.

Зачем Неандеру Уолессу ребенок Рэйчел и Рика Декарда

Главный антагонист фильма «Бегущий по лезвию 2049» — это Неандер Уоллес, новый создатель репликантов, в свое время купивший корпорацию Tyrell, ее разработки и патенты. Как мы помним из событий короткометражки «2036: Возрождение Nexus», Уоллесу удалось убедить правительство в том, что репликанты поколения Nexus 8 абсолютно безопасны и целиком и полностью подчиняются человеку, и заново запустить массовое производство андроидов. Вместе с тем Ниандер Уоллес активно поддерживает идею колонизации человечеством пригодных для жизни планет, и его репликанты играют во всем этом очень важную роль.

Цель, которую преследует Уоллес, очень проста – ему нужна власть. Причем он уже давно миновал ту планку, которую когда-то ставил себе доктор Тирелл – он берет выше. Для него репликанты – это уже не просто результат «покорения» природы человеком, тут нет «спортивного интереса» обыграть природу. Неандер Уоллес видит в послушных рабах-репликантах, беспрекословно выполняющих его приказы (достаточно вспомнить Лав (Сильвия Хукс)), способ сделать человечество (и не только) зависимым от его разработки. Однако сталкивается с весьма предсказуемой проблемой – он не может увеличить производство репликантов, а того количества, которое он может «осилить», ему объективно не хватает для достижения целей. И тут он узнает о том, что есть ребенок, рожденный репликантом. Уоллес понимает, что «живородящие» роботы могут обеспечить его почти бесконечным количеством рабов. Однако новая проблема: не осталось никаких записей о том, как была создана Рэйчел, она сама уже много лет как мертва, следов ее ребенка нет, и Уолесс, соответственно, не может ее воспроизвести. Однако когда на горизонте появляется Кей (Райан Гослинг), обнаруживший останки некоей женщины-репликанта, погибшей от последствий кесарева сечения, Ниандер Уоллес понимает, с чем он имеет дело. Пока Кей пытается понять, является он ребенком Рэйчел и Рика Декарда или нет, Уоллес создает клона Рэйчел и отправляет Лав следить за Кеем, который отправляется на поиски Декарда, причем ей дан приказ не щадить никого, кто встанет на ее пути (участь лейтенанта Джоши (Робин Райт) — яркий пример самозабвенного послушания и жестокости Лав).

Смысл фильма Бегущий по лезвию 2049

Изначально поднимается проблема общественного строя: антиутопия с изжившей себя моралью, перенаселение, искусственное создание людей, фальшивые чувства и жизнь. Пирамиды компании «Тайрелл как символ рабовладельчества, в котором хозяева жизни используют людей в качестве ресурсов для производства.

Ещё в первой части фильма затрагивался вопрос сущности Декарда (зрителям оставили возможность решить — репликант он или человек). В новом фильме ясно дают понять, что он всё же человек, который вынужден скрываться после того, как женщина-репликант родила от него, хотя ранее это считалось абсолютно невозможным. Огромный вопрос, возникающий при просмотре, заключается в том, как Рэйчел сумела родить, учитывая её репликантство. Если в пером фильме репликанты создавались в виде жестяных банок, во второй части они имеют незаметные различия между человеком и машиной. Фанаты предполагают, что Рейчел была результатом эксперимента по созданию получеловека-полурепликанта. Можно сказать, она была единственной такой в своём роде.

Сам Кей по мере продвижения сюжета так же меняется. В начале он примерный полицейский, с отличной репутацией и результатами. Всё начинает трещать именно тогда, когда ему начинает казаться, что он сын Декарда и что его воспоминания реальны. Его полностью начинает поглощать эта идея, и он уже вовсе в ней не сомневается. Но вся его память — это лишь введённые в его программу воспоминания дочери Декарда — создательницы воспоминаний Анны.

Одна из главных сюжетных линий затрагивает тему любви. Кей живёт с Джо, искусственным интеллектом, создающий иллюзию настоящей счастливой жизни у своего клиента. Удивительно, но она вовсе не создаёт ощущения пустой и однобокой игрушки. Но остаётся открытым важный вопрос: по своей ли воле она так сильно заботится о Кее или в неё просто заложена программа? Её своеобразная смерть переживается Кеем тяжело. ведь именно любовь дарит ему силы для жизни; он считаёт Джо живой, и он любит её.

Обобщая, можно сказать, что фильм посвящен дмум темам сразу — любви и вере. Вторая часть даёт зрителям ответ на вопрос об отличии человека от репликанта. В 80-ых фильм спрашивал «Что значит—быть человеком?», а в 2017 новый фильм ответил: «Быть человеком —значит, чувствовать любовь и верить»

Закрученный сюжет, о котором нельзя говорить

Мы не сможем ничего рассказать о сюжете фильма. Любая сценарная информация – это прямой спойлер, раскрывающий загадки фильма и крадущий эмоции от просмотра. Сюрпризов приготовлено много. Сценарист очень тонко описывает актуальные проблемы и трудности современного общества и человека (или не человека) в отдельности.

Ана де Армас в своей роли безумно мила, а Гослинг суров и убедителен. Про других актеров ничего говорить не буду, спойлеры.

Фанаты могут быть спокойны, их порадуют прямым отсылками к оригиналу.

Картина невероятно многогранна.

Жестока, трагична и романтична. Любовная линия в картине, естественно, присутствует, и она неестественна. Такого вы еще точно не видели, чертовски интересно подана и обыграна. Гениально.

Ни слова больше, будьте уверены, фильм сумеет удивить.

Ветхозаветные мотивы Рахиль и колена израилевы

Библейские отсылки — это общее место, почти правило хорошего тона для «умного» (или «псевдоумного») западного кино. Причем даже нет разницы, какой в них вкладывается смысл — богоборческий или про-религиозный. Всем, в общем-то, наплевать. Нередко возникает ощущение того, что они попадают на экран просто для приличия и ради приятного ощущения узнавания у зрителя. «Бегущие по лезвию» — не исключение, обе части полны библейских аллюзий.

Любопытно, что «Бегущие» ограничиваются почти только Ветхим Заветом, что придает картинам замечательный контраст: архаичные идеи на фоне киберпанкового мира. При этом в оригинальном романе Филипа Дика, который лег в основу фильмов, сильный упор, наоборот, сделан на Новый Завет. Согласно роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах», в мире будущего значительную роль играет культ Мерсера, воскрешающего и воскресшего пророка, дарящего надежду. Однако в фильмах и он, и его последователи совершенно игнорируются. Здесь нет своего Христа, но есть свои Иосиф, Рахиль и два колена израилевых.

Самая явственная отсылка дилогии — это имя Рэйчел, героини-репликанта, в которую в первой части влюбился Декард, и которая во второй части смогла дать потомство. «Рэйчел» — англоязычная форма иудейского имени Рахиль. Согласно Ветхому Завету, она была любимой женой библейского патриарха Иакова и породила два из двенадцати колен израилевых, то есть богоизбранного народа.

Рахиль родила двоих: Иосифа и Вениамина, причем умерла при родах последнего (как и Рэйчел из «Бегущего по Лезвию 2049»). Вильнев не стал повторять историю дословно, и здесь у Рахили-Рэйчел родились не сыновья, а дочь. Впрочем, как и в Библии, ее потомство обещает быть воинственным и бесстрашным.

Имя главного героя нового «Бегущего по Лезвию» на этом фоне выглядит как намек на продолжение истории Рэйчел. Изначально его зовут просто K («Key», буквально «Ключ»). Затем он сам вместе со своей возлюбленной выбирает имя Джо, то есть Джозеф (или Иосиф в библейской транскрипции). А именно Иосиф был первым сыном Рахили. Причем согласно Ветхому Завету он оказался изгнан собственными братьями, но умудрился дослужиться до визиря у египтян, извечных врагов и поработителей иудеев. Однако Иосиф не отвернулся от своего народа, вместо этого решив помочь ему.

Имя Рахиль, кстати, переводится как «овечка», и Рэйчел в фильмах действительно выступает как жертва на заклание. Впрочем, у Филипа Дика аналогии были иными: в его книге (которая, напомню, называется «Мечтают ли андроиды об электроовцах») Рэйчел сама бездушно убивает живую овцу Декарда, тем самым, доказывая, что не способна на эмпатию.

Уже в «Бегущем по Лезвию 2049» злодей фильма, Уоллес, явственно указывает на библейские отсылки Вильнева и Скотта. В момент встречи с Декардом он держит в руках череп Рэйчел и приводит то ли ветхозаветные строки, то ли их переложение поэта Уильяма Блейка. Иными словами, сам Ниандер Уоллес явно понимает всю иронию ситуации и всячески ее подчеркивает.

Имя «Ниандер Уоллес», кстати, тоже выглядит забавным — его созвучие с «неандертальцем» не случайно. Иоахимом Неандером звали проповедника и теолога, в честь которого названа долина Неандерталь, где как раз впервые нашли этого гоминида. Кстати, по иронии этот человеческий подвид был более хищным и во многом потерпел поражение в эволюционной гонке из-за того, что обладал худшим воображением, чем homo sapiens. Видимо, с эмпатией у них, как и у репликантов, тоже все обстояло не слишком хорошо.

Кроме того, в фильмах есть еще один слой более явных (и даже банальных) отсылок, которые хотя бы на интуитивном уровне считали почти все. Поэтому особо останавливаться на них не будем. Среди них и в прямом смысле дьявольская задумка Уоллеса стать Богом, создав собственную расу «ангелов», и голубь в руках (антагониста из первой части), и его стигматы как у Христа. Здесь же — ницшеанская идея о том, что человек — всего лишь мост между обезьяной и сверхчеловеком.

Уличные и домашние голограммы

Довольно часто в фильмах о далеком и не очень будущем показывают трехмерные голограммы людей – будто некая технология удерживает свет определенным образом. Мир «Бегущего» – не исключение: гигантская трехмерная реклама на улицах постапокалиптического Лос-Анджелеса или сама Джой – все это голограммы. Но как они работают?

Свету нужно от чего-то отражаться, чтобы наши глаза могли его видеть. Некоторые стартапы, к примеру, очень мелко распыляют воду, на которую проецируют световое изображение, но особой популярности эта технология так и не снискала.

В мире «Бегущего», по всей видимости, голограммы работают по иному принципу, так как по квартире Кея не похоже, чтобы там что-то распыляли для появления Джой. Появляется она, однако, благодаря подвижным проекторам на потолке комнаты.

В фильме показана даже более радикальная технология, чем просто трехмерная голограмма: с помощью некоего «эманатора» в виде небольшого гаджета Джой получает возможность существовать отдельно от источников света. Если не рассматривать дополненную реальность, о правдоподобности технологии уже не может быть и речи – подобных разработок у человечества пока нет даже в теории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Время для себя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: