«игра в кальмара»: объясняем феномен популярности сериала

Люди в розовых костюмах выбрали красный конверт в игре в сотки.

Многие теории об игре в кальмаров происходят из того, как люди оказываются вовлеченными в игру. Одна убедительная теория связана с игрой в сотки. Сон Ги Хуна просят сыграть в метро в первом эпизоде.

Зрители будут помнить, что Сон Ги Хун выигрывал 10 000 вон (звучит много, но это эквивалентно примерно 6,20 фунтам стерлингов в британских деньгах) каждый раз, когда ему удавалось перевернуть конверт своего противника. Если его противнику удается перевернуть конверт Сон Ги Хуна, тот получает пощечину.

Незнакомец просит Сон Ги Хуна выбрать между красным или синим конвертом для игры, и Сон Ги Хун выбирает синий. Когда он прибывает на соревнование позже в игре в качестве участника, он одет в синий спортивный костюм.

Некоторые теоретизируют, что те, кто выбирает красный конверт, вместо этого становятся охранниками в масках – надзирателями в розовых костюмах, которые наблюдают за соревнованиями и помогают «устранять» участников.

Почему этот фильм такой популярный?

«Игра в кальмара» — малооригинальный фильм. Это яркий представитель отдельного жанра фильмов про игры на выживание, очень популярного в Азии. Все они строятся по одному принципу: люди участвуют в играх, выйти из которых живым может лишь победитель. Эмоциональный накал подобных картин достигается за счет демонстрации страданий и мук выбора героев. 

Эти фильмы стараются спровоцировать зрителей на крайнюю эмпатию и жалость к участникам игр.

Очень часто действующими лицами таких фильмов становятся подростки или люди, которых любовь к родным заставляет рискнуть жизнью. В этом жанре снимаются полнометражные фильмы (например, «Королевская битва»), сериалы («Игра в кальмара» и «Алиса в Пограничье»), мультсериалы («Небесное вторжение»). Из аналогов в европейском кино можно назвать серию фильмов «Пила» и фантастическую эпопею «Голодные игры».

«Игра в кальмара» очень выгодно смотрится на фоне своих аналогов в азиатском кино. Долгое время подобные фильмы были малобюджетными, их действие строилось по абсолютно линейному сюжету и в них снимались малоизвестные актеры. В «Игре в кальмара» все наоборот: это очень стильный и достаточно дорогой фильм со сложными декорациями и огромной труппой, у него сложный сюжет со множеством неожиданных поворотов и параллельных ответвлений, в нем снимаются не просто звезды, а сильные драматические актеры, способные передать на экране сложные эмоции и глубокие внутренние переживания. Можно сказать, что «Игра в кальмара» стал локомотивом этого жанра, поднял его на новый уровень и в ближайшее время нас ждет появление множества новых фильмов похожей тематики.

Происхождение

Сериал “Игра в кальмара” вышел на Netflix 17 сентября 2021 года. Режиссер шоу – Хван Дон Хёк. Проект стал популярным во всем мире. Всего за две недели он попал в десятку лучших сериалов площадки, а потом и вовсе стал лидером по просмотрам.

По сюжету 456 человек принимают участие в играх на выживание. Эти игры похожи на детские корейские игры, но за проигрыш придется поплатиться жизнью. Название сериала “Игра в кальмара” тоже отсылает к древней подростковой игре.

В середине сентября пользователи соцсетей начали широко обсуждать проект. Многие признавались в любви к проекту, отмечали его сильные стороны, строили фанатские теории.

Вместе с этим начали появляться первые шутки и мемы. Например, от людей, которые не смотрели сериал, но попробовали угадать, о чем он.

Кальмары едут домой после своей игры. Не знаю, я не смотрел сериал

Другие с помощью кадров из сериала и шуток передают свои эмоции от просмотра.

Ничто не заставит меня грустить.

Игра в кальмара:

Персонажи сериала быстро попали под прицел художников. И в твиттере под соответствующим хэштегом можно найти десятки фанартов.

В преддверии Хеллоуина ожидается, что костюмы из “Игры в кальмара” станут популярными нарядами.

Игра в кальмара

Заключительная серия начинается с показа героев и выбора стороны. Подбросив монетку, Сон имеет право выбрать защиту или нападение. Ки Хун выбирает второй вариант. Правила игры в кальмара следующие:

Игроки делятся на две команды: нападение и защита. Во время игры защитники могут использовать обе ноги для перемещения в пределах поля, но нападающие могут прыгать только на одной ноге за пределами линии. Если нападающий проходит через линию защиты, ему разрешается играть на двух ногах. Эту позицию в игре Ки Хун и его друзья назвали «Тайным инспектором».

В заключительном раунде игры атакующие собираются у «головы кальмара». Чтобы победить, один из нападающих должен одной ногой попасть в небольшое закрытое пространство на голове кальмара. Защитники могут победить, если им удастся вытеснить нападающих с линии Кальмара.

Кроме этих, правил больше нет! У каждого игрока нож, его основная цель – выиграть.

Начинается дождь. Сон берет горсть песка, и с ее помощью проходит линию защиты, что позволяет ему передвигаться на двух ногах. Теперь его задача – попасть к голове кальмара. После потасовки Сон выбивает из руки нож у Чо и ранит его, проведя ножом по щеке. Сан Ву снимает пиджак и также лишает Сона ножа. Затем Чо начинает душить Сона его пиджаком, но тот вырывается и начинает избивать Чо, который рядом нащупывает рукой нож и вонзает его сначала в ногу, а потом в живот Сону.

Сон падает без сил, а Сан Ву встает на ноги и замахивается, чтобы нанести решающий удар в грудь. Ки Хун подставляет руку и кусает Чо за ногу. Оставшись совсем без сил, Чо лежит практически без сознания, как вдруг Сон вытаскивает из руки нож и с криком делает замах. Чо жив! Сон специально воткнул нож рядом с головой Сан Ву. Ки Хун прощает его за все предательства и предлагает воспользоваться третьим правилом игры и покинуть ее живыми.

Чо протягивает руку Сону, но после фразы «Ки Хун, прости!» хватает нож и вонзает его в свое горло. Сон Ки Хун – победитель этой игры, и он отправляется домой с призовым фондом в 45,6 миллиардов вон.

Фильмы для погружения в южнокорейский кинематограф

«Паразиты» (2019)

Картина о социальном неравенстве, но под нестандартным углом. Бедная семья Ким живет не напрягаясь в подвале, подворовывая чужой интернет и лениво перебиваясь подработками. Однажды знакомый сына предлагает подменить его, устроившись репетитором в богатую семью Пак. Здесь мужчина много трудится и зарабатывает большие деньги, а его жена справляется с домом и воспитанием детей. Те, в свою очередь, тоже не избалованные мажоры, а искренние и трудолюбивые ребята. Сын Кимов подделывает диплом о высшем образовании и устраивается к Пакам, заодно придумывая, как протащить сюда и свою сестрицу.

«Поезд в Пусан» (2016)

Отец и его маленькая дочка отправляются к её матери в Пусан. Вместе с другими пассажирами поезда они оказываются в изоляции от всей страны, на которую во время их путешествия обрушился неизвестный вирус. На протяжении 442 километров пути им придётся отражать нападения зомби и стараться самим остаться людьми.  

«Мастер меча» (2020)

Действие фильма происходит в ранее существовавшем корейском государстве Чосон в 1623 году. Монарх был свержен, и страна погрузилась в хаос. Главным героем драмы оказывается полуслепой старик, живущий со своей дочерью в горах и умело скрывающий, что он является самой настоящей машиной для убийств.

«Сквозь снег» (2013)

Группа людей выжила после техногенной катастрофы, из-за которой на планете наступила вечная мерзлота. Около трёх тысяч человек спаслись, оказавшись в длинном экспрессе, который был запущен железнодорожным магнатом. Поезд мчится без остановок по кругосветной железной дороге, а внутри него всё также царит деление на бедных и богатых, что приводит к восстаниям и попыткам достичь социального равенства. В главных ролях: Крис Эванс, Тильда Суинтон, Сон Кан-хо и другие.

«Гангстер, коп и дьявол» (2019)

Мафиози провинциального города подвергается нападению серийного убийцы и оказывается единственным выжившим. Но репутация криминального босса очень пострадала, и теперь ему просто необходимо найти маньяка и расправиться с ним, чтобы вернуть свой авторитет. Для этого ему приходится объединиться с местным детективом.

Что за фильм «Игра в кальмара», про который все сейчас говорят?

Илья Переседов

Это южнокорейский девятисерийный сериал, который вышел на платформе Netflix в сентябре 2021 года. В октябре фильм стал самым популярным сериалом в истории этой платформы. За 25 дней его посмотрели 111 миллионов пользователей (статистика говорит про активные аккаунты на сервисе, но с одного аккаунта фильм могут смотреть несколько человек, так что эту цифру можно смело умножать вдвое, а то и втрое). 

Жанр фильма: социальная драма, триллер, антиутопия. Возрастная категория: 18+. По правилам Netflix, это подразумевает присутствие в фильме «жестокости, секса, наготы и сцен суицида». Секса и откровенной наготы в этом сериале почти нет, а вот жестокость и суицид — в избытке.

Любопытство

Даже если ваш ребенок не смотрел «Игру в кальмара», он наверняка о ней уже слышал. TikTok и другие соцсети наводнили мемы, в которых использованы кадры из этого сериала. Многие дети и подростки интересуются «Игрой в кальмара» только потому, что его уже посмотрели полкласса и о нем все говорят, — здесь в дело вступает любопытство и желание быть «в теме». 

Несмотря на кровавый сценарий, школьники все равно смотрят сериал до конца. Здесь, как в компьютерной игре, включается азарт: кто победит и как он это сделает? Кроме того, в «Игре в кальмара» много загадочного, таинственного. Часть героев прячется под масками — охранники, которые убивают игроков, не только скрывают лица, но и голоса: большинство из них не имеют права разговаривать. 

Тема анонимности привлекает школьников неслучайно, ведь «ники» и аватары, под которыми они сидят в Сети, — это те же маски, которые дают ощущение безнаказанности, свободу от моральных рамок и возможность выпустить на волю внутреннего «монстра».

Ольга Некрасова:

Сюжет — оказывается, детские игры и взрослые долги отлично сочетаются!

Завязка

Сон Ки Хун — патологический лжец и неудачник, живущий за счет матери. Знакомство зрителя с главным героем происходит в день рождения его малолетней дочери, ради которой он в очередной раз отправляется в тотализатор и, вот сюрприз, выигрывает целых 4 млн вон.

Наобещав своей девочке с три короба, Ки Хун выходит из здания тотализатора и встречается со своими кредиторами, которым задолжал свыше 100 млн вон. Они хорошенько избивают его и заставляют подписать договор о передаче органов в случае неуплаты долга. Ки Хун соглашается.

Кадр из сериала «Игра в кальмара» Netflix

Побитый как собака, еще и потерявший весь свой куш во время побега от кредиторов, главный герой отправляется на встречу с дочерью и кормит ее недорогим фастфудом, пообещав сделать хороший подарок в следующем году, а пока вручает ей пистолет-зажигалку. Эту игрушку он выиграл в автомате.

«Хорошо» отпраздновав день рождение дочери, Ки Хун спускается в метро, чтобы поскорее добраться домой. Именно там нашего неумеху ждет роковая встреча с мужиком в деловом костюме.

Кадр из сериала «Игра в кальмара» Netflix

Тот предлагает главному герою сыграть с ним в игру на деньги, где за удачную попытку Ки Хуну полагается 100 000 вон, а за неудачную — пощечина. Недолго думая, он соглашается и даже выигрывает несколько раз.

Но помимо денег мужчина в пиджаке дает главному герою визитку, позвонив по которой можно получить дальнейшие указания и принять участие в новой игре. Посреди ночи Ки Хун вспоминает о ней, звонит по указанному номеру и узнает адрес, куда ему нужно прийти.

Кадр из сериала «Игра в кальмара» Netflix

На месте Сон Ки Хуна встречает микроавтобус, управляемый водителем в розовом комбинезоне и с маской на лице. Продемонстрировав отсутствие инстинкта самосохранения, герой забирается внутрь автомобиля, где его усыпляют специальным газом.

Кадр из сериала «Игра в кальмара» Netflix

Начало игры

Главный герой просыпается в огромном ангаре, где обнаруживает, что одет в бирюзовый спортивный костюм и замечает еще 455 таких же игроков. Почему 455? Все просто — каждый игрок тут пронумерован, Сон Ки Хун, к примеру, 456-ой. Вскоре после пробуждения он знакомится с О Иль Намом под номером 1 — онкобольным дедушкой, который решил позабавиться на старости лет.

Знакомство с дедушкой было прервано потасовкой, в которой бугай измывается над девушкой. В жертве наш главный герой узнает ту самую, с которой столкнулся, убегая от кредиторов и так же предъявляет претензии. Но кровавой расправе помешали «миньоны» в розовых комбинезонах, пришедшие рассказать о том, для чего 456 игроков здесь собрались. Пояснив челяди з̶а̶ ̶ш̶м̶о̶т̶ условия, они предлагают игрокам подписать документ об ознакомлении с правилами.

Кадр из сериала «Игра в кальмара» Netflix

После сбора подписей стартует первая игра — «Красный свет, зеленый свет» или по-нашему «Тише едешь, дальше будешь». Условия у игры ну очень простые: двигаешься на зеленый, на красный — замираешь. Нарушивший правило — выбывает. Навсегда.

Кадр из сериала «Игра в кальмара» Netflix

Родственные связи

Следующая теория об «Игре в кальмара» касается родственных связей персонажей. Игрок под номером 001, загадочный старик О Иль Нам, который в итоге оказывается одним из организаторов игры, много рассказывает Ки Хуну о своем сыне. Некоторые зрители решили, что наследником смертельно-больного дедушки является таинственный парень-рекрутер в деловом костюме, который в метро и на городских улицах находит потенциальных игроков и приглашает их поучаствовать в соревновании за солидный денежный приз, который решит все их материальные проблемы. Подтверждение этой гипотезы фанаты нашли в интервью режиссера Хван Дон Хёка, который объяснил, что рекрутер заслужил доверие организатора и получил разрешение работать за пределами игрового пространства.

Согласно другой фанатской теории, сам Сон Ки Хун – сын старика. В подтверждение этого небезосновательного предположения приводятся аргументы о том, что во время игры с шариками персонажи вспоминают, как выглядели в прошлом их двор и дом, и в их воспоминаниях много общего. Также старик спрашивает Ки Хуна о том, били ли его в детстве, и затем эти догадки подтверждаются. Игрок номер 001 не раз спасает жизнь главному герою и дает ценные советы. Кроме того, зрители заметили и другие совпадения: например, О Иль Нам говорит, что у его сына скоро будет день рождения, о чем вспоминает и игрок 456, а в другом эпизоде старик упоминает о непереносимости лактозы у его сына, что подтверждается и у Ки Хуна.

Игры подстраивались для защиты О Иль Нама

С самого начала О Иль нам выделяется по сравнению с другими участниками. Он значительно старше окружающих, у него нет предыстории, и он удивительно умен для человека, который довольно серьезно болен.

Но есть более весомые свидетельства того, что участник «001» был более глубоко вовлечен в конкурс. Многие зрители отмечали, с каким энтузиазмом О Иль Нам относится к каждой из игр, несмотря на его явные недостатки – вскоре выясняется, что это так, потому что он действительно помогал выбирать каждый раунд.

Если вы внимательно посмотрите, довольно жизнерадостный О Иль Нам, который радостно бросается вперед, несмотря на то, что наблюдает, как сотни людей расстреливают, едва просматривается в игре «Тише едешь – дальше будешь».

Еще один ключ к разгадке истинной личности О Иль Нама виден в беспорядках: одна из немногих вещей, которые охранники или наблюдающие за ними важные персоны имеют какой-либо контроль. Несмотря на то, что многие участники были убиты, Фронтмен вмешивается только тогда, когда О Иль Нам умоляет камеры, что он «напуган», потому что он знал, что он слабая, легкая мишень, которую можно легко убить, если потасовка продолжится.

Здесь каждый найдёт себя

Визуальная составляющая у «Игры в кальмара» также выполнена на высоком уровне. И хотя здесь нет огромных бюджетов, с имеющимися средствами авторы умеют умело обращаться.

Каждые декорации рассказывают свои мини-истории, в них читается подтекст. Контекст виден всегда и везде, можно даже ничего не говорить — и так всё становится ясно.

А сюжетные твисты обыграны так, что даже если вы все поймете где-то в середине сезона (на серии пятой или шестой), то все равно захотите убедиться в своих догадках. И даже в том случае, если они подтвердятся, расстройства это не вызовет.

В каждой новой серии в очередной раз подчеркивается суровая реальность и поднимаются всё новые вопросы, хотя глобальный здесь только один. Но его я озвучивать не стану, каждый сам сделает для себя выводы.

История создания персонажа

Сквидвард и Спанч Боб

Мультипликационный сериал под названием «Спанч Боб» создан для канала «Никелодеон». Губка Боб Квадратные Штаны впервые появился на телевизионных экранах в 1999 году. Мультик обрел небывалую популярность после запуска второго сезона в 2007 году. Каждая серия пользовалась успехом и собирала большую аудиторию.

Идея о создании нетривиального персонажа принадлежала Стивену Хилленбергу – морскому биологу, который получил образование аниматора и превратил мечту в реальность. Хилленберг хотел сделать мультик об инфантильном морском жителе, который танцует, поет и радуется жизни под задорный смех, чем раздражает окружающих.

Сквидвард Тентикалс

Главного героя окружали не менее странные друзья. Среди них выделялся Сквидвард – осьминог, живущий в соседнем доме. Сосед ненавидел Спанч Боба и порой хотел совершить суицид, лишь бы его оставили в покое и не приставали с глупыми идеями и приглашениями в игры. На забавном противостоянии Спанч Боба с отрицательными персонажами, к числу которых относится антагонист Сквидвард, строятся сюжеты каждого эпизода мультсериала. В российской адаптации Сквидварду подарил голос актер Иван Агапов.

Проект оказался настолько успешным, что дети с юного и до подросткового возраста с увлечением смотрят его, создают арт-фанфики, скупают брендированную продукцию и смотрят тематическое аниме с любимыми героями. В интернете интересом пользователей пользуются фото и мемы персонажа.

О Иль Нам – отец главного героя

У Сон Ги Хуна есть взаимосвязь со стариком О Иль Намом или участником «001», но некоторые указывают на то, что дружба пары проистекает из семейных уз. В конце концов, мы видим Сон Ки Хуна дома со своей матерью, но о его отце вообще не упоминается и не обсуждается.

В повествовании есть подсказки, связанные с тем, что эта пара связана – сцена, в которой Сон Ки Хун попросил у невозмутимых охранников шоколадное молоко, увидел, как О Иль Нам усмехнулся, что его сын “похож» на него. В другой сцене пара обсуждает сходство декораций одной из игр с их взрослением, что снова заставляет многих предположить, что старик был отцом Сон Ки Хуна.

Поворот шоу, который показывает, что О Иль Нам был VIP-игроком, который помогал создавать проблемы, заставил многих утверждать, что весь турнир был придуман О Иль Намом, чтобы найти своего потерянного сына, особенно когда он дает Сон Ки Хуну свою куртку “для защиты” в играх и добавляет, что с ним было «весело играть». Являются ли турниры всего лишь уловкой для отца и сына, чтобы повеселиться в детстве, чего они никогда не могли?

Почему люди смотрят такие фильмы?

На этот вопрос может быть несколько ответов. 

Во-первых, людям исторически нравятся игры, в которых есть угроза смерти или увечий участников. Кажется, это заложено в нашей природе. Память о смертельных боях гладиаторов на римских аренах живет в веках. Хоккейные турниры с драками в разы популярнее, чем без них. Многие зрители автогонок не скрывают, что смотрят их ради аварий, а вовсе не ради результатов. Кинематограф средствами драматургии доводит этот интерес до предела.

Кадр из фильма «Королевская битва»

Во-вторых, такие фильмы дают ощущение, что открывают для зрителя завесу тайны в понимании человеческой природы. Они в деталях показывают, как меняется характер героев под гнетом обстоятельств, и одновременно с этим ставят вопрос о границах человечности в людях, что побуждает нас поступать гуманно и как долго мы сможем сдерживать в себе звериное начало под угрозой смерти? Тут можно вспомнить роман «Повелитель мух» Уильяма Голдинга и так называемый «Стэнфордский тюремный эксперимент» (с его последующим скандальным разоблачением), которые стали всемирно известными и популярными по этой же причине.

В психологии и философии существует теория «пограничного состояния». Ее развивали Карл Ясперс, Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Она утверждает, что перед угрозой смерти человек способен отвергнуть ненужные и опасные в этот момент сомнения, сдержанность и страх. Он может обрести полноту бытия и стать собой в полной мере, раскрыв весь свой потенциал. Фильмы вроде «Игры в кальмара» обязательно показывают в конце такую героическую трансформацию главных персонажей и воодушевляют этим своих зрителей.

Кроме того, у всех таких фильмов всегда есть социальный и религиозный подтекст. Заставляя зрителей сочувствовать своим героям, они ставят вопрос о глобальном несовершенстве мира, который вынуждает людей терпеть и переносить страшные страдания. 

В фильме «Игра в кальмара» бедственное положение игроков напрямую противопоставляется благополучию развращенных миллиардеров, которые с усмешкой и азартом наблюдают за их муками.

Иногда это противопоставление строится по линии отцов и детей, иногда — тоталитарного правительства и граждан. В любом случае, в таких фильмах всегда есть какой-то заметный социальный конфликт, с которым зрители могли бы себя проассоциировать.

Что касается религиозного подтекста таких азиатских фильмов, он может быть неочевиден для европейских зрителей. Основу южнокорейских религиозных верований (как и большинства азиатских стран) составляет многобожие, которое объединяется в универсальную концепцию внутри дзен-буддизма. Согласно языческим верованиям, боги совершенны и ни в чем не нуждаются. Соответственно, самый естественный для них вид досуга — азартные игры. А единственное чем и кем они могут играть — это люди и их жизни. Такое отношение к богам можно встретить по всему миру. Вспомним хотя бы античные мифы: Геракл, Тесей, Ясон и аргонавты — все они участвуют в своеобразных играх на выживание, развлекая богов. Победитель в таких играх подтверждает тем самым свою близость к богам. И сам становится на фоне других людей практически полубогом.

Особенность азиатской культуры проявляется здесь в том, что человек не просто может победить в играх, приблизившись к сакральному миру. Ему доступно обрести дзен — высшее просветление, высшую мудрость и соединиться с основами всего бытия. В этом состоянии он превосходит земных богов. И, значит, может наказывать их и даже уничтожить. Что-то подобное мы видим в финале фильма «Игра в кальмара».

Кадр из сериала «Игра в кальмара»

Яркая картинка

Визуальное оформление сериала одновременно напоминает антураж детской комнаты, развлекательно-игрового центра и шоколадную фабрику Вилли Вонки. 

На острове, куда привезли всех участников, сконструирован отдельный бункер. Там настоящее буйство красок: зефирно-розовые лестницы, зеленые униформы игроков, красные робы охранников, голубые облака на стенах, гигантская оранжевая кукла, которая стреляет глазами, золотые маски богачей, наблюдающих за играми. Каждая игра словно проходит на детской площадке, да и сами взрослые кажутся там детьми — горки и карусели увеличены в размерах.

Лестницы в сериале

Ольга Некрасова:

«Весь сериал сделан в стилистике сказки, детских игр и утопических миров — все это так привлекает детей. Из-за радужной картинки им кажется, что это кино — для них. 

Даже смерть в «Игре в кальмара» упакована в красивую обертку: гробы, в которые кладут тела умерших, выглядят, как подарочные коробки, перевязанные розовой ленточкой».

В чем феномен Squid Game?

Южнокорейские фильмы на тему денег и
морального разложения общества – не новость. И многие из них становятся самыми обсуждаемыми.
Например, так произошло с фильмом «Паразиты», что получил «Оскар»,
а теперь происходит и с «Игрой в кальмара».

Скорее всего, популярность сериала заложена в его глубоком смысле. Как известно, Южная Корея настолько обросла капитализмом, что буквально каждый там борется за возможность заработать в ограниченном пространстве. А заработать – это значит выжить. Хван Дон Хек изобразил капиталистическое общество, где богатые пытаются сохранить свои средства, а бедные продают себя ради денег, в тотальной жестокости, предательстве и ужасах. Он умело изобразил человеческие инстинкты, а красочные декорации и невероятная актерская игра только добавили плюсов этому сериалу.

Кстати, отдельно скажем об актерах. Все роли
сыграли корейцы, и до этого сериала актеры были известны ограниченной публике. Одну
из ролей исполнила модель Хо Ен Чон, которая блистала на показах Fendi, Chanel,
Louis Vuitton. Для нее это дебют.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Время для себя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: