4 факта о call of cthulhu

Факт третий: с атмосферой тут все как надо

Сохраняя тягучую и неуютную атмосферу, игра делает акцент на общении с героями и расследовании, а не на убегании от толп сумасшедших культистов. По крайней мере, в демке. Call of Chtulhu использует Unreal Engine 4, и разработчикам удалось создать подходящую сцену для ночного кошмара — Даркуотер окутывает и очаровывает, но при этом с острова постоянно хочется убраться, как можно скорее и как можно дальше.

Помимо «симуляторов ходьбы» чувствуется и влияние хорроров а-ля Amnesia — в игре явно заложен потенциал для стелса и изнурительного скитания по замкнутым локациям, где за вами охотится нечто.

Настоящий лавкрафтовский ужас

Call of Cthulhu — одна из лучших сюжетных игр последних лет, которая наверняка придется по вкусу тем, кому надоели стандартные «пугалки» с одними и теми же сюжетами. Cyanide Studios создали безумно атмосферный хоррор и с большой любовью отнеслись к творчеству Говарда Лавкрафта, воплотив в свое проекте все то, за что его любят любители фантастики по всему миру.

Конечно, игра не обошлась без шероховатостей. Стелс в этой игре может показаться лишним, пусть даже однозначно записать его в недостатки нельзя. Также тут и там можно заметить недостаток финансирования, но сильно снижать оценку за это не хочется, потому что проект действительно большой, со множеством хороших механик и интересных решений.

Все скриншоты из Call of Cthulhu можно посмотреть здесь.

  • Насколько Call of Cthulhu от Cyanide Studio верна первоисточнику? Впечатления от новой адаптации творчества Говарда Лавкрафта
  • «Один из любимых хорроров за последние несколько лет»: что критики думают о Call of Cthulhu — видео
  • Посмотрите первый час прохождения нового хоррора Call of Cthulhu

Факт первый: это полноценный детектив, а не простой «симулятор ходьбы»

Частный сыщик Эдвард Пирс получает заказ на расследование трагической смерти известной художницы Сары Хокинс. Девушка погибла при таинственных обстоятельствах, оставив после себя коллекцию жутких потусторонних картин, на которые не хочется смотреть дольше двух секунд. Пирс отправляется на остров Даркуотер неподалеку от Бостона, где находится поместье Хокинсов. С первых минут становится понятно, что на острове творится какая-то чертовщина. А что будет дальше — всем более-менее известно, но менее жутко от этого не становится.

Call of Chtulhu вдохновлена «симуляторами ходьбы» вроде The Vanishing of Ethan Carter и What Remains of Edith Finch, но при этом ощущается как полноценный детективный квест с нелинейными диалогами (некоторые сюжетные моменты ограничены таймером, и от принятого решения будет зависеть отношение героев к Эдварду) и разнообразием вариантов прохождения.

Факт четвертый: у игры много шероховатостей, но это ерунда

По словам разработчиков, Call of Chtulhu находится в разработке уже очень давно, и в течение нескольких лет игра претерпела немало изменений. Это чувствуется — лицевая анимация местами сильно хромает, как и проработка окружения. Некоторые диалоги как будто бы дописаны уже постфактум, когда сюжетная сцена была готова, и ей понадобился дополнительный контекст в виде клишированных, наивных и обрывистых реплик.

Но эти недостатки не портят общего впечатления — Call of Chtulhu не старается быть дорогой AAA и не бравирует качеством картинки как тот же «Итан Картер». Она делает ставку на атмосферу и продуманную историю с глубокой системой развития главного героя. Будем надеяться, что получится.

Call of Chtulhu выходит 30 октября на PC, PS4 и Xbox One.

Факт второй: это адаптация настольной игры, созданная для фанатов

В игре есть RPG-система и древо «психических травм», перекочевавшие из одноименной настольной игры (Call of Chtulhu в целом подается как ее адаптация, даже есть подзаголовок The Official Video Game). По мере прохождения Пирс может прокачать красноречие, выносливость или, например, понимание оккультных заклинаний, а количество изученных материалов (например, прочитанный «Некрономикон») напрямую повлияет на его рассудок и концовку истории.

На вопрос, почему в игре практически нет экшена, как в Dark Corners of the Earth, разработчики говорят прямо — Call of Chtulhu делается в первую очередь для фанатов настольной игры и хардкорных знатоков творчества Лавкрафта. Вот и славно!

Video


Launcher.

Graphics feature State WSGF Notes
Widescreen resolution
Multi-monitor
Ultra-widescreen
4K Ultra HD
Field of view (FOV)
Windowed See .
Borderless fullscreen windowed See .
Anisotropic filtering (AF) See the glossary page for potential workarounds.
Anti-aliasing (AA) Up to 8x MSAA.
Vertical sync (Vsync) On by default in the GOG.com version. Can be forced in the graphics card control panel.
60 FPS
120+ FPS The game is unstable at frame rates above 60 FPS.
High dynamic range display (HDR) See the for potential alternatives.
Resolutions above default reduce movement speed, making the game unwinnable.

Кто озвучил игру Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth на русском

Джек Уолтерс —
Александр Гаврилин

Во время одного из расследований Джек отправился исследовать Иннсмут, маленький, сельский и малонаселённый рыбацкий городок с очень слабой связью с внешним миром: изучение городка столкнуло его с масштабными и коварными планами «Ордена Дагона».

Роберт Марш —
Александр Груздев

Будучи лидером Ордена, Роберт Марш является одним из главных антагонистов игры. В отличие от своего старшего брата, бизнесмена Себастьяна Марша, Роберт — очень религиозный человек, до фанатизма одержимый Скрижалями Дагона и посланиями, которые они содержат.

Себастьян Марш —
Фёдор Сухов

Бизнесмен, член семьи Марш и старший брат Роберта Марша, также управляющий нефтеперерабатывающим заводом. Как таковой, он является важным винтиком в составе Ордена Дагона, удерживающим Иннсмут под своим контролем.

Чарльз Гилмэн —
Всеволод Кузнецов

Владелец отеля, в котором по стечению обстоятельств ночует Джек Уолтерс. С наибольшей вероятностью использует свою садистскую натуру в процессе избавления Иннсмута от чужаков по приказу Ордена.

Генри Гаррисон —
Пётр Иващенко

Неуравновешенный заключённый в тюрьме Иннсмута, психическое состояние которого может быть использовано в интересах Джека.

Дж. Эдгар Гувер —
Геннадий Новиков

Агент ФБР, основанный на реальном человеке с тем же именем и родом занятий. Является лицом, ответственным за налёт на Иннсмут и уничтожение нефтеперерабатывающего завода Маршей.

Ребекка Лоуренс —
Марина Тарасова

Неясно, как много ей известно об Иннсмуте, но она хорошо осведомлена о том, что Орден делает с любопытными незнакомцами, коим оказался и главный герой. Помогает ему в расследовании по мере своих возможностей.

Рут Биллингем —
Неизвестен

Рут впервые встречается при попытке вскрыть сейф в чужом магазине, но, в конце концов, она начинает доверять Джеку.

Второстепенные персонажи

Офицер Уинтер, Джо Сарджент, Офицер полицейского управления Массачусетса —
Фёдор Сухов

Артур Андерсон, Брайан Бернем, Джейкоб Марш, Доктор Эрик Хардстром, Зэдок Аллен, Лукас Мэки, Моряк Рой Бейкер, Офицер Роберт Армстронг, Сержант Сэм Картер —
Александр Груздев

Вперёдсмотрящий катера «Урания», Командир десанта катера «Урания», Младший капрал Норман Флинн, Моряк Вилли Томпсон, Странный культист —
Пётр Иващенко

Констебль Эллиот Роупс, Моряк Джин Хенсон, Прожекторист катера «Урания», Рядовой Джо Паркер —
Геннадий Новиков

Рамона Уэйт —
Неизвестен

Житель богадельни, Агент Скотт Нельсон (одна фраза), Эксперимент, Доктор психлечебницы «Аркхэм» —
Неизвестен

Агент Скотт Нельсон, Великая раса Йитианцев, Капитан Стефан Хирст, Констебль Натан Бирч, Офицер Генри Николс, Томас Уэйт —
Всеволод Кузнецов

Чем дальше, тем хуже

Мы играем за частного детектива Эдварда Пирса. Однажды к нему приходит отчаявшейся человек и просит о помощи с розыском его жены. Правда она умерла при пожаре. Но наш клиент этому конечно не верит. У Эдварда в связи с плохой обстановкой по работе возникает желание помочь странному мужчине.

Свет сочится через жалюзи уютного кабинета Эдварда.

Мы собираем манатки и отправляемся на известный островок Даркоутер, где и произошел инцидент. Интересно. По началу даже очень. История интригует и хочется двигаться дальше. Но чем больше ты проходишь, тем скорее пропадает это желание. На последних уровнях его и вовсе нет. И так получилось даже не благодаря сюжету, который выдает местами откровенные глупости. Новую Call of Cthulhu загубила крайне никудышная постановка, диалоги и режиссура всей игры в целом.  Причем диалогов здесь гораздо больше, чем во многих других хоррорах. Все дело, что бОльшая часть времени игры происходит в беседе с различными персонажами. Через них же главный герой получает множество сведений о сюжете. Есть даже диалоговое окно. Жаль, что персонажи прописаны весьма слабо, как и реплики которые они выдают. Да и вообще чересчур они разговорчивые все, в Dark Corners of the Earth этот момент был реализован гораздо атмосфернее. Там у игрока было ощущение, что почти каждый встречный был готов зарезать героя за углом.

Даркуотер это вам не солнечные Карибы…

Добавляет масла в огонь и тот факт, что у тебя появляется стойкое ощущение дежавю при разговорах с нпс. Лица то практически у всех одни и те же, с бедной анимацией. К сожалению печально и общее качество картинки, устаревшее лет на 5. На одном уровне у меня к тому же игра стала тормозить при большом количестве людей на хорошем железе. Общую картину испортили и невероятно мыльные ролики откровенно плохого качества во всех планах.

Всё же иногда картинка выглядит прилично, в особенности освещение.

Issues fixed

Fixed in the GOG.com version.
Use fixed shaders
  1. Copy folder to the installation folder.

Invisible cannon targets

When you first get to use the cannon, you need to hit three targets shown as a blue light. If playing on Windows Vista or later, these targets are not visible.
Fixed in the GOG.com version.
Use fixed shaders
  1. Copy folder to the installation folder.
  • This fixes blue light shader, making the targets visible.

Run the game at screen refresh rate

In the GOG.com version, fullscreen mode defaults to 60 Hz, even if the screen refresh rate is set higher than that.
Set screen refresh rate and 60 FPS cap
  1. Start the game once and close it to allow the configuration file of Special K to be created.
  2. Open or depending on the installation method you used.
  3. Change to .
  4. Change to .

Basement stairs crash

When descending into the basement during the prologue, the game may crash if you don’t get down fast enough. The crash can be avoided if you jump off of the ladder without touching the stairs. Be advised that this may take a few tries.

Room with the hung woman glitch

In the old newspaper office, during A Visit to Old Town near the beginning of the game, there are two doors on your way out, if you take the right door you will enter a room with a woman who has hung herself. This room can sometimes glitch and will cause you to lose mobility of Jack and be unable to progress. Just skip that room as there is nothing of interest otherwise in it, take the locked door on the left, by unbolting it in the upper corner of the door.

Hogg’s Office bookcase crash

In chapter 3 (Attack of the fishmen) you will sneak through a warehouse. After crawling under the floor you will climb into an office. When you try to get to the save symbol by pushing the bookshelf the game crashes.

Other information

Technical specs Supported Notes
Direct3D 9
Executable 32-bit 64-bit Notes
Windows

Middleware

Middleware Notes
Audio FMOD Ex 4.1.5
Interface Microsoft GDI+ 5.1.3097.0 (xpclient.010811-1534)
Cutscenes Windows Media Video V8
Changes various aspects of the gameplay and adds support for cheats.

SweetFX

Simulates HDR and bloom lighting, as well as advanced contrast for a more natural and realistic atmosphere.
In-game MSAA must be disabled in order to work. Force it through graphics card control panel.
Instructions[citation needed]
  1. Extract the contents to the installation folder.

Correcting weapon viewmodel placement for high FOV

Instructions
  1. Run the program and go to tab.
  2. Tick the mark and press .
  3. Scroll down to id . The node name should be .
  4. Change the value to .
This will push weapon viewmodel back, hiding model edges and improving animations look. Values past will introduce clipping issues. Works best with FOV of .

Зов Ктулху

Графика подкачала. Текстуры невзрачные, а модели страдают от недостатка полигонов

Но мы не будем слишком привередливыми и примем во внимание одно существенное замечание. Поглощенные сюжетом и атмосферой, вы вряд ли будете обращать внимание на огрехи местного графического движка

Подумав, я решил не отнимать из-за этого баллов от итоговой оценки. Честное слово, ценность этой игры вовсе не в графических красотах.

Встречаются на просторах Инсмута и баги, пропущенные поисковыми командами тестеров и программистов, но их мало, и они не настолько критичны, чтоб испортить общую картину.

А вот звук в полном порядке, как это и должно быть в игре, претендующей на умение пугать игрока. Музыкальное сопровождение, шорохи, скрипы, стоны ночного Инсмута — высочайший уровень исполнения. Нужно отметить и великолепную озвучку персонажей: все эти хриплые, полные злобы голоса обывателей, взволнованная быстрая речь ваших «коллег» по несчастью, людей попавших в Инсмут ввиду обстоятельств, запоминаются надолго.

Таинственный остров ждет!

Если вы уже читали наш превью-материал, то наверняка знаете, что сюжет в Call of Cthulhu посвящен поездке на остров под названием Даркуотер (Darkwater), который находится неподалеку от Бостона. Главный герой — частный детектив Эдвард Пирс (Edward Pierce), такой стереотипный мужчина с кризисом среднего возраста и хроническим алкоголизмом.

Впрочем, в творчестве Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft) персоналия условного рассказчика редко имеет большое значение, потому что здесь много гораздо более интересных вещей.

Что характерно, проект от Cyanide Studio не базируется на каком-то одном произведении автора. Наоборот, разработчики сделали «солянку» из различных мифов вселенной Лавкрафта.

И как бы не хотелось заметить, что такой подход чреват целым рядом проблем, ведь можно перестараться и выдать не игру, а Франкенштейна, но ругать «Зов Ктулху» за сюжет просто невозможно. У Cyanide вышла очень размеренная и атмосферная история, которая неспешно раскрывает сложный сюжетно-психологический пазл и подлинный лавкрафтовский ужас.

В игре есть такие моменты, которых нет ни в одном современном хорроре. Cyanide отлично поняли суть первоисточника и смогли перенести наиболее пугающие темы на экран монитора. Например, вот вполне рядовая сцена в игре:

Каждая локация, будь то пропахшая рыбой рыбацкая деревушка, подземные застенки древнего культа или психиатрическая лечебница, рассказывает сразу несколько небольших историй, которые могут напугать до чертиков. Но не так, как это делают многие другие хорроры, потому что в Call of Cthulhu практически нет классических «скримеров» и даже монстры здесь встречаются далеко не на каждом шагу.

Вместо этого разработчики щеголяют глубокими познаниями в творчестве Лавкрафта. Кажется, они использовали вообще все самые лучшие стороны первоисточника. На месте даже метафизическая концепция управления живыми существами через сон, которую вовсю практикуют некоторые Древние, описанные Лавкрафтом. Поклонники его книг будут в восторге, услышав подобный монолог:

Как и любой по-настоящему хороший хоррор, игра от студии Cyanide пугает не столько образами, сколько своей историей целиком.

Персонажей в ней немного, но все продуманы и на своем месте, а тяга к расследованию причин всего происходящего не отпускает до самого финала. И поверьте, культисты и их кровавые ритуалы — это лишь вершина айсберга…

Всего и побольше

Увы, не все решения Cyanide Studio можно можно назвать полностью удачными. Ближе к середине Call of Cthulhu снова мутирует и превращается в стелс, и это меняет сложившийся геймплей, наполняя его ненужной рутиной по типу пряток за ящиками от патрулирующих тут и там противников. Стоит ли говорить, что такие вещи гораздо ближе хоррорам по типу Outlast.

В «Зове» же стелс смотрится крайне спорно из-за того, что эта игра больше похожа на прогулку по кошмару, нежели на сумбурный забег по хоррор-аттракциону. Безусловно, разнообразие в видеоигре — это всегда здорово, но иногда разработчики стараются добавить игру всего и побольше. Такой подход идет на пользу далеко не всем проектам.

Также старание команды Cyanide добавить в Call of Cthulhu всего и побольше не могло не повлиять на уровень исполнения отдельных частей проекта. Большая часть локаций выглядит отлично и прямо-таки просится на скриншот, в то время как иногда окружение заметно теряет в детализации, начиная напоминать какой-нибудь бюджетный инди-ужастик.

К счастью, системные требования у игры довольно низкие, так что жаловаться не приходится.

Больше всего эта бюджетность ощущается в середине игры, хотя начало и конец не вызывают никаких нареканий. Также отдают дешевизной некоторые видеозаставки. Особенно те, на которых крупным планом показывают главного героя:

По какой-то причине Эдвард Пирс слабовато анимирован, что особенно заметно по его лицу. Впрочем, таких моментов в игре немного, поэтому на общее впечатление от игры они почти не влияют, да и великолепная атмосфера вкупе с хорошей постановкой тоже играет на руку разработчикам, благодаря чему Call of Cthulhu проходится буквально на одном дыхании.

Интересно, что похожие проблемы были и у старенькой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. В ней тоже были механики, которые явно были добавлены «до кучи», а также бюджетная графика. Однако проект от Cyanide вышел более удачным благодаря лучшему попаданию в атмосферу оригинала.

Темные закоулки земли

Call of Cthulhu в игровом мире появляется уже не впервые. В 2006 году, например, вышел хоррор от первого лица с одноименном названием и подзаголовком Dark Corners of the Earth. И к слову это была очень противоречивая игра, но в целом одной из лучших представительниц жанра. В Dark Corners of the Earth была просто невероятно передана атмосфера того островного городка. Неприветливые мрачные люди бродили по депрессивным улицам города. Никто не был вам рад, все отделывались огрызаниями, почти все. Это была отличная история, которая местами действительно пугала и заставляла в буквальном смысле потеть (вспомните знаменитую сцену с побегом из отеля). Сюжет лаконично сохранял стиль Лавкрафта, было интересно ровно до финальных титров и даже некоторое время спустя.

В Dark Corners of the Earth люди были мягко говоря странными…

Но вместе с этим Dark Corners of the Earth была неприлично кривой и невероятно сложной игрой. Здесь разработчики хотели привнести реализм, а оказалось так как это обычно бывает. Многим не понравилась, но лично я наоборот отношу эту деталь к фишкам (не баг, а фича как говорится). Стрелять было очень сложно, особенно учитывая постоянный дефицит патронов. К тому же главный герой начинал «плыть» от различных шокирующих сцен вроде расчлененных трупов. Было очень интересно, разнообразно и свежо. И как не пытайся, а все равно хочешь сравнить новую игру с Dark Corners of the Earth. И если смотреть на Call of Cthulhu 2018 года с этого угла, то она проигрывает предшественнице практически во всем. Давайте разбираться.

Будни частного детектива

Для большинства геймеров игра покажется самым настоящим симулятором ходьбы: Эдвард Пирс бродит по самым злачным местам острова Даркуотер, периодически перемежая этот процесс диалогами и решением несложных головоломок. Главная прелесть игры заключается прежде всего в созерцании окружающего мира и участию в жутких событиях, разворачивающихся вокруг незадачливого детектива.

Многие из этих событий на момент прибытия Эдварда уже произошли, но это не преграда для настоящего сыщика. Главный герой обладает способностью восстанавливать картину произошедшего в своей голове и путем нехитрого поиска «кликабельных» предметов узнавать много интересного о мире игры и населяющих его персонажах.

Например, в психиатрической лечебнице можно найти жуткую палату, полностью исписанную сумасшедшим пациентом. На первый взгляд, ничего особенного, но если приглядеться, то можно найти множество любопытных деталей:

Несмотря на то, что большую часть времени главный герой занимается по сути исследованием локаций и чтением всевозможных дневников, заметок и книг, в Call of Cthulhu есть и другие игровые механики. Они вводятся постепенно, чтобы не повредить темп повествования, и полный «арсенал» возможностей становится доступен только через 2-3 часа игры.

Наиболее важной среди игровых механик является RPG-составляющая. Эдвард может совершенствовать 7 различных навыков, среди которых есть такая экзотика, как психология и оккультизм

Очки развития выдаются после каждого пройденного этапа, но их не так уж и много, поэтому к «прокачке» персонажа следует подходить ответственно.

К тому же в Call of Cthulhu имеются довольно ветвистые диалоги, как будто это самая настоящая ролевая игра. Интересно, что навыки персонажа тоже оказывают влияние на эффективность разговора, позволяя время от времени вызнать какую-нибудь ценную информацию от неразговорчивого NPC. Иногда это может сильно упростить жизнь главного героя.

Конечно, непроходимых уровней в Call of Cthulhu нет, даже если вообще не тратить очки навыков, однако получить доступ в некоторые места не получится. Равно как и развязать язык некоторым персонажам или разобраться в устройстве очередного оккультного устройства. Особенно здорово видеть в игре ситуации, которые можно пройти двумя или даже тремя способами.

Например, в старом особняке есть довольно запутанная головоломка с глобусом и потайной дверью. Если внимательно изучить ее, то можно открыть дверь без лишнего шума и пыли, но сильный персонаж может просто выломать дверь, не вникая в перипетии очередной загадки. Способ прохождения, конечно, мало на что влияет в конечном итоге, но все равно приятно, что разработчики не «схалтурили».

А еще в Call of Cthulhu можно натурально сойти с ума. По мере прохождения у главного героя потихоньку начинает «протекать» крыша. И вот уже рассудительный и здравомыслящий человек больше напоминает истеричного шизофреника, который не может отличить сон от яви. Хотя в игре все настолько запутано, что и здоровый человек сразу не разберется.

Исследуем Даркуотер

Исследование реализовано так же крайне
примитивно. Включайте супер зрение и ищите – если в двух словах. А при
определенном вкаченном навыке можно и не искать. Все уже в кавычках найдено.
Навыки хоть и пытаются разнообразить как-то геймплей и сделать его таким
образом уникальным и реиграбельным. Но нет. 
У тебя уже под конец оказывается все вкаченным при внимательном
прохождении. И как оказалось толку от этих навыков практически и нет.

Так, ну ладно, а когда мне выдадут
оружие? Когда нужно будет в напряжении прятаться от страшных врагов? Все это
будет, не волнуйтесь. Только в первом случае один раз за всю игру и с
невероятно отвратительной халтурной реализацией

А во втором чуть чаще, но с
тем же вниманием к деталям. Ах да, каким вниманием? Его же практически нет

Шутерная часть, представленная только
на одном уровне игры способна вызвать полное недоумение или истерический смех.
Это даже сложно назвать «Для галочки»

Вы убиваете всех со второго выстрела и
неважно вообще куда вы целитесь, главное, чтобы камера просто смотрела в
сторону врага. В общем примитивнее тира

Непонятно для чего было вообще
вводить, но спасибо, что хоть на небольшой отрезок прохождения.

Пули, выпущенные из пистолета Пирса попадают всегда точно в цель.

Кстати подкравшись и убить тихо
нельзя. Можно только незаметно проскользнуть. Для этого разработчики
подготовили специальные уровни, вроде как заточенные под стелс. Даже
специальные шкафы расставили, где можно спрятаться. Все это делается очень
примитивно, никаких визуальных подсказок, все делается так сказать на ощупь. «Да
и зачем они нужны с такими деревянными противниками» -подумали разработчики и
не стали ничего улучшать. В Dark Corners of the Earth был к слову ровно такой
же стелс. Но противники там были куда осмотрительнее, а учитывая общий настрой
игры стелсить было интереснее. И я не припомню там, чтобы повторялись одни и те
же уровни. В новой игре такое есть и не раз, это очень огорчает, учитывая тот
момент, что открытых локаций как оказалось практически нет. Я опять не могу не
сравнить это с тем большим начальным уровнем в Dark Corners of the Earth, в
котором ты гулял и впитывал ту атмосферу.

Пещеры в Даркоутер – неотъемлемая часть мира.

Ладно, пофиг на повторы уровней, в конце концов так делают многие разработчики и делают хорошо. Но к сожалению это не тот случай. Почти все уровни абсолютно не интересные, со скучной музыкой и не вызывают желания вернуться к ним снова, но кто вас будет спрашивать! Нужно же растянуть время прохождения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Время для себя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: