Основная ценность Арракиса
Переезд на Арракис и многочисленные дела полностью захватил внимание герцога Лето. Джессика осталась приводить в порядок дом
У нее появилась служанка Мэйпс из местных. Но на Арракисе были свои легенды, и женщина явилась к Джессике либо поприветствовать ее, либо убить.
Да, местных жителей меланж интересует постольку поскольку, они им не владеют, на нем не зарабатывают. Получается, он им приносит больше вреда, чем пользы. Для местных жителей самой большой ценностью является вода.
Здесь нет рек, озер океанов и даже дождя. Фримены ходят в специальных костюмах, которые сохраняют капли влаги и перерабатывают их, даже коагуляция крови максимально ускорена, чтобы не допустить большой кровопотери. Все это замечает Джессика и ей кажется, что с водой на Арракисе связана какая-то тайна.
Ник Перумов, дилогия «Империя превыше всего»
Как-то раз мастера пера и фантазии спросили: «О чём бы вы хотели написать?». И Ник ответил:
— О биоморфах.
Появившись в нулевых, дилогия «Черепов» стремительно завоевала популярность. Было с чего: масштаб, альтернативное будущее, жесточайшие сражения, великолепный шпионский заговор, вплетённый в сюжет, Чужие, их оружие. И солдаты, сброд человеческого сектора космоса, не святые, не демоны, а самые обычные люди.
Книга, имеющая в себе все черты космооперы, чётко делится на две части: события, связанные с армейской службой и чудовищные столкновения с биологическим оружием, легко преодолевающим расстояния, измеряемые парсеками.
Прошло два года
Книга третья «Пророк». Со дня завоевания домом Харконненов Арракиса прошло уже больше двух лет. С тех пор племянник барона Харконнена Фейд-Раута пытается убить дядюшку. Но они-таки смогли заключить сделку, чтобы дядя мог спокойно жить и не бояться, что его убьет собственный племянник.
После смерти герцога Лето его ментат Хават служит барону, но люто его ненавидит. И да, он до сих пор уверен, что их предала Джессика, но считает, что она и Пауль мертвы. Между тем у фрименов появился неизвестный пророк.
Произошли перемены и с Паулем. Теперь у него есть младшая сестра Алия и собственный ребенок от Чани. Сам он проходит очередное испытание — оседлать червя Подателя. Но как по мне, труднее всего ему приходится каждый раз осознавать, где он находится — в прошлом, настоящем или будущем.
Да, дар ясновидения и яснознания, условно назовем это так, тяжелое бремя. Алия наделена несколько иным даром с рождения, точнее она стала Преподобной матерью с опытом многих еще будучи в утробе матери.
Культурное влияние[править]
- Оно просто необъятно. Дюна для космооперы — всё равно что Толкин для фентези. Два крупнейших наследника — Star Wars и Warhammer 40,000
Герберт сам шутил, прочитав сценарий, что Лукас должен проставиться. В приквелах добавился герой, которого считали мессией, а вышел кровавый монстр, его жена, помершая при родах и дети — мальчик и девочка.
. Татуин, Империум Человечества, орден джедаев и Бог-Император машут ручкой маме.
- А уж влияние игры Dune II на все компьютерные стратегии…
- Да и на фэнтези. Роберт Джордан в «Колесе времени» (айил=фримены, Айз Седай=Бене Гесерит, та’верен aka Возрождённый Дракон — квизац хадерах aka Муад’диб, и т.д), Джордж Мартин в ПЛиО и в меньшей степени Сальваторе в «Тёмном эльфе» (режущие друг дружку великие дома, жрицы с многослойными планами, мастер-оружейник, воспитывающий ГГ) вдохновлялись многими идеями «Дюны».
- Один из альбомов проекта «Mechanical Poet» — «Eidoline: The Arrakeen code» — создан как раз по мотивам Дюны.
- А у кого только нет песен по мотивам «Дюны»! Blind Guardian, Iron Maiden, Distant Sun, Star One, Клаус Шульце, Necropanther…
- И целые группы — Everdune, Dün, DVNE и Sandrider.
Сюжет романа
По роману действие «Дюны» происходит в галактике далекого
будущего под властью межзвездной империи, в которой феодальные семейства
владеют целыми планетами. Здесь сталкиваются интересы двух Домов — Атрейдеса и Харконнена.
По воле императора, Атрейдесы получают в управление пустынную планету
Арракис, где есть особо ценное вещество — Меланж (Пряность).
Пряность занимает центральное место во вселенной Дюны. Ее
употребляют в пищу, среди ее полезных свойств — «ускорение» мозга, что позволяет превращать людей в суперкомпьютеры.
Раньше планета с Пряностью принадлежала Харконненам, поэтому между Домами
развязывается война за Арракис. В ходе неожиданной атаки побеждают Харконнены, но сын
герцога Пол Атрейдес и его мать Джессика сбегают и
присоединяются к фрименам — аборигенам пустыни, которые становятся главным
оружием молодого герцога в его борьбе с Харконненами.
В «Дюне» сплетаются черты классического научно-фантастического и
философского романа. Повествование затрагивает темы политики, религии,
технологии и экологии.
Сеттинг[править]
Император на Дюнé |
Фольклорное четверостишие, приблизительно передающее суть развязки(первой книги) |
Один из столпов жанров планетарного романса и космической оперы (есть черты и того, и другого). В книгах описывается как Галактика в целом, так и одна, необычайно важная для существования цивилизации планета. Галактика в целом — консервативно-звезднокоролевская, прогресс информационных технологий в ней остановился навечно в результате Батлерианского Джихада — войны людей и машин. С тех пор люди не пользуются сложными компьютерными устройствами; есть специальные люди с нечеловеческими умственными способностями — ментаты и навигаторы, которые запоминают и вычисляют то, что под силу подсчитать только компьютеру.
Нажмите для проигрывания
Клип с использованием концепт-артов неснятого фильма А. Ходоровски
Арракис — та самая невероятно важная для цивилизации планета. Дело в том, что на этой планете обитает уникальная форма жизни — гигантские песчаные черви, которые вырабатывают вещество «спайс» (он же «пряность», он же «меланж»/«меланжа», он же «специя» и даже «приправа»). Этот самый спайс невероятным образом воздействует на человеческий организм. Во-первых, с его помощью можно продлевать жизнь выше назначенного природой срока. Во-вторых, что важнее, только с его помощью можно превратиться в Навигатора — зачеловека, способного проводить корабли между звёздами. Есть у него и ряд других свойств.
Синтезировать «спайс» искусственно не удавалось никому, он добывается только на Арракисе. Поэтому за обладание этой планетой — жестокой и негостеприимной пустыней — борются все аристократические дома межзвёздной империи. В первую очередь, два Великих дома — герцоги Атрейдесы и бароны Харконнены.
Пол Атрейдес — молодой отпрыск герцогского дома — весьма необычный человек даже для аристократа. Он прошел через тренировки ментата, и за ним следит древний орден Бене Гессерит, который издавна занимается выведением избранного — Квизаца Хадераха. Но задача, которая стоит перед ним, намного сложнее, чем то, через что он уже прошел: ему предстоит стать своим среди гордых и воинственных вольных жителей пустынь Арракиса — Фременов, сделать их союзниками для победы над Харконненами и раскрыть целый ряд тайн пустынной планеты.
4 песчаных червя
Чудовищные песчаные черви — несомненно, самый знаковый аспект Dune , и это был бы разочаровывающий фильм, если бы режиссер решил не демонстрировать их. Тем не менее, есть еще искусство изображать монстров в кино. Обе версии представляют собой песчаного червя, поглощающего комбайн для сбора специй, но в обеих это делается по-разному. В Дюне Линча песчаный червь появляется почти сразу, без малейшего напряжения или нарастания. Также не помогает то, что визуальные эффекты старой Dune ужасно устарели даже для своего времени.
Новая Дюна требует гораздо больше времени, чтобы добраться до обнажения песчаного червя. До самого конца все, что видит существо, — это его зубы, часто едва заметные сквозь песок. Вильнев берет страницу из Челюсти (1975) и создает напряжение, удерживая настоящего песчаного червя. Вместо этого все, что видят зрители, — это движущийся песок по мере приближения песчаного червя. Само существо остается загадочным и устрашающим на протяжении всей истории, вплоть до раскрытия в конце. Из-за постоянного наращивания на протяжении всего фильма эта сцена может иметь гораздо большее влияние и лучше справляется с мифологизацией культовых существ.
О чём дилогия?
Люди вышли за пределы Солнечной системы, вооружённые термоядерными двигателями и относительно новыми технологиями. Столкнувшись с другими цивилизациями, они смогли зацепиться за новые открываемые рубежи. Но мир человечества не остался прежним. Германская Империя, Четвёртый Рейх, стал единственным государством для всех остальных. В одних местах с ним пытаются бороться, где-то сдались, а несколько оставшихся русских планет вошли в состав Империи на особых правах.
Руслан Фатеев, решивший вступить в ряды кайзеровской армии, попадает в ряды «Мёртвой головы», печально известной нам по Войне. Да, это не СС, а десант, но на своей родине, планете Новый Крым, Фатеев считается предателем.
В это время тихо и почти незаметно появляется новая угроза, с которой можно справиться лишь всем вместе, старым и новым врагам, преданным Империи немцам и свободолюбивым русским, а также остальным, порой забывшим свою нацию и предков.
И биоморфы, искусственно выведенные неизвестным противником, живые боевые машины, смогли поразить читателей не меньше, чем реванш Германии. «Империя превыше всего» — великолепная смесь жанров, жгучая как «коктейль Молотова» и увлекающая как живой огонь костра, не отпускающая до последней точки.
Прометей
Хотя это влияние частично связано с видением Дюны Алехандро Ходоровски, многие рисунки художника Х. Р. Гейгера для отмененного проекта были повторно использованы в художественных проектах Чужой и Прометей. Примечательно, что готический, промышленный кошмар родного мира Харконненов, Гиеди Прайм, послужил источником вдохновения для некоторых из тех же проектов в фильмах Скотта Чужой.
Поклонники заметили, например, что рисунки Гейгера для дизайна органического корабля Xenomorph имеют сходство с проектами замка Харконнен, демонстрируя стиль научной фантастики, выходящий за рамки Prometheus.
— «Дюна» удалась?
Р.К.:
Да. В этом не может быть никаких сомнений. Даже те, кто критикуют фильм за те или иные аспекты (например, за раскрытие второстепенных персонажей), отмечают великолепный визуал, выдающийся саунд-дизайн (это самый тихий из громких 100-миллионных блокбастеров), идеальный кастинг и самое главное эффект, который производит фильм, — он захватывает. Оторваться от него НЕВОЗМОЖНО.
С первых минут срабатывает план Дени Вильнева по погружению зрителя в иные миры, а в отдельные моменты даже становится трудно дышать из-за напряжения и боязни что-то упустить. Холодная созерцательная отстранённость вперемешку с редкими, но очень эмоциональными эпизодами, которую режиссёр оттачивал годами, здесь пришлась как нельзя кстати. Такой кинематографический опыт трудно забыть. Поэтому да, о «Дюне» можно говорить как об удавшемся фильме.
В.У.:
О, безусловно. «Дюна» стала объектом сильно затянувшегося ожидания фанатов по всему миру, которые уже имели на руках несколько попыток экранизации (привет, Дэвид Линч и странный мини-сериал 2000 года). Вильнев обещал с уважением подойти к материалу и порадовать знатоков Герберта. И всё же толика скепсиса отравляла ожидание, ведь мега-полотно, вдохновившее сотни, если не тысячи научных фантастов по всему миру, кажется практически неэкранизируемым.
Тем больше радости вызывает тот факт, что новую «Дюну» смотришь с откровенным удовольствием. Она оставляет очень приятное послевкусие и заставляет с нетерпением ожидать продолжения, ибо нас ждёт ещё более интересное развитие и ещё больше колоритных героев.
Вызывает ли фильм восторг? С натяжкой, скорее нет. Но он однозначно удался.
Основной состав
- Уильям Хёрт в качестве Герцог Лето Атрейдес
- Алек Ньюман в качестве Пол Атрейдес / Муад Диб
- Саския Ривз в качестве Леди Джессика
- Джеймс Уотсон в качестве Дункан Айдахо
- Ян Власак в качестве Туфир Хават
- П. Х. Мориарти в качестве Гурни Халлек
- Роберт Рассел как Доктор Веллингтон Юэ
- Лаура Бертон как Алия Атрейдес
- Иэн Макнейс в качестве Барон Владимир Харконнен
- Мэтт Кеслар в качестве Фейд-Раута
- Ласло И. Киш в качестве Глоссу Раббан
- Ян Унгер as Питер де Врис
- Джанкарло Джаннини в качестве Падишах император Шаддам IV
- Джули Кокс в качестве Принцесса ирулан
- Мирослав Таборски в качестве Граф Хасимир Фенринг
- Уве Оксенкнехт в качестве Стилгар
- Барбора Кодетова в качестве Чани
- Якоб Шварц как Отейм
- Карел Добры в качестве Liet-Kynes
- Кристофер Ли Браун как Jamis
- Ярослава Шиктанцова as Карты Шадаута
- Зузана Гейслерова в качестве Преподобная Мать Гай Хелен Мохиам
- Филип Ленковски как Агент гильдии
Факты
Интересно, что:
- В одном интервью Вильнев рассказал, что многие идеи “Звёздных войн” (1977) были взяты из “Дюны”, и в определенном смысле его фильм будет «Звездными войнами для взрослых».
- Компания «Legendary Pictures» приобрела права на распространение данной картины еще в ноябре 2016 года. После начались длительные переговоры с режиссером Дени Вильневым, который в 2017 году все-таки решился, невзирая на провалы предыдущих экранизаций, заняться созданием своей собственной. Вильнев поделился, что постарается сделать картину непохожей на прошлые киноадаптации.
- В производстве находится сериал по мотивам «Дюны» под названием “Дюна: Сестричество”.
- Картина стала самым дорогим проектом, снятым в Венгрии. Согласно официальным источникам, запланированный бюджет киноленты, снимающейся в Будапеште, составил 86 миллионов долларов. Это самый дорогостоящий голливудский фильм, когда-либо снятый в данной стране, помимо предыдущей работы самого Вильнева «Бегущий по лезвию 2049».
- Шарлотта Ремплинг, которая сыграет одну из главных ролей в предстоящей адаптации Дени Вильнева, изначально хотела сыграть леди Джессику в неудачном проекте Алехандро Йодоровски «Дюна». Но отказалась от предложения из-за сцены, в которой одновременно участвовали 2000 статистов.
- Оскара Айзека, который сыграет отца Тимоти Шаламэ, недавно смутили таким вопросом: не слишком ли он молод, чтобы играть эту роль? На что актер ответил, что в кинопроекте будут вещи намного удивительнее и ошеломительнее, чем его возраст, например, гигантские песчаные черви, а также люди-ясновидящие.
- Специально для съемок был приглашен лингвист Дэвид Петерсон, создавший валирийский и дотракийский языки для «Игры престолов».
- Ранее в интернете “гуляла” шуточная новость о том, что ради новой роли песчаного червя в “Дюне” Кристиан Бейл изменился до неузнаваемости, ведь он уже привык экспериментировать с собственным весом для новых фильмов. Ради этой роли он бы набрал рекордное количество килограммов (204116 кг или 450,000 фунта), чтобы увеличить массу тела до размеров монстра. Ну а грим ему вовсе не нужен.
- Согласно последним новостям, для «Дюны» наняли координатора интимности, чтобы определить возрастное ограничение для зрителей. Связано это с наличием романтических сцен с участием Зендеи (Чани) и Шаламе (Пол).
- Дени Вильнев впервые продюсирует один из своих фильмов.
- Продюсеры хотели, чтобы Эмма Робертс сыграла роль принцессы Ирулан, но актриса отказалась от участия в проекте из-за напряженного графика съемок.
- Актер Тимоти Шаламе ыграл Пола Атрейдеса в 23 года. Получается, что он на два года моложе Кайла МакЛахлана, когда тот играл эту же роль в “Дюна” 1984 года.
Официальное лого «Дюны», показанное на презентации Warner Bros.
Предыдущие экранизации
- Рейтинг фильма “Дюна” (Dune) 1984 года: КиноПоиск – 7.0, IMDb – 6.5. Режиссер — Дэвид Линч. Бюджет: $40 млн. Кассовые сборы в США: $30 925 690
- Рейтинг сериала “Дюна” (Dune) 2000 года: КиноПоиск – 7.1, IMDb – 7.1. Режиссер — Джон Харрисон. Бюджет: $20 млн
Концепт-арты
Источник фото: vk.com/dune2020
Следите за обновлениями и узнайте больше новых подробностей о фильме «Дюна» (2021) Дени Вильнева: изменения в дате выхода, трейлер, подробности сюжета и актеров.
` reviewsOverall ` / 10
ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
( голосов)
Сценарий
Актёры
Декорации
Костюмы
Графика
Звук
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…
Сортировать:
Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Ваш отзыв будет первым.
Проверенный
Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Дюна (1984)
Режиссер: Дэвид ЛинчАктеры: Кайл Маклахлен, Франческа Аннис, Вирджиния Мэдсен, Юрген Прохнов, Патрик Стюарт, Ричард Джордан, Фредди Джонс, Дин Стокуэлл, Кеннет МакМиллэн, Стинг, Пол Л. Смит, Брэд Дуриф, Леонардо Чимино, Хосе Феррер, Линда Хант, Сильвана Мангано, Эверетт МакГилл, Джек Нэнс, Шан Филлипс, Макс фон Сюдов
«Дюна» — фильм в жанре фантастики, снятый по одноименному роману Фрэнка Герберта режиссером Дэвидом Линчем. Из-за того, что затраты на фильм были уже велики, создателям пришлось отказаться от приглашения на съемки звезд первой величины. Главную роль сыграл Кайл Маклахлен, помимо которого в картине были заняты другие не очень известные и начинающие актеры: Дин Стоквелл, Патрик Стюарт, Стинг, Шон Янг, Сильвана Мангано и др.
Съемки проходили в пустыне Самалюка в Мексике. Местные рабочие в течение двух месяцев расчищали площадку для съемок. Из декораций использовалась крупномасштабная модель корабля Атрейдесов, выполненная из латекса и дерева, а также макеты замка на Каладане и Арракинского дворца. А чтобы воссоздать поверхность Арракиса более достоверно, пришлось использовать освещение мощностью около миллиона ватт. Одна из ламп взорвалась, в результате чего Юрген Прохнов получил сильнейший ожог, следы которого до сих пор видны на его лице.
Бюджет фильма составил 42 миллиона долларов, а собрал всего 27, что можно считать полным провалом. Поклонники творчества Герберта сочли, что режиссер не учел множество нюансов и значительно упростил сюжет книги. Сам Дэвид Линч объясняет это тем, что итоговая версия картины была выпущена без его участия.
https://youtube.com/watch?v=5L2eQibddHA%3F
Гиперпространство и эффект Хольцмана
Lucasfilm / youtube.com
Межзвездные путешествия — необходимый элемент двух вселенных. Однако способы космического перемещения кардинально отличаются.
В «Звездных войнах» технологии звездолетов позволяют развивать скорость света и прыгать в гиперпространство. Но в «Дюне» этот процесс называется эффектом Хольцмана или «сворачиванием пространства», который достигается с помощью гильд-навигаторов. Эти навигаторы — гуманоиды, которые эволюционировали в результате употребления и воздействия огромного количества Пряности.
В результате они получили способность искажать время и пространство. Таким образом, использование Пряности для космических путешествий делает ее важным и востребованным ресурсом Империи Дома Коррино.
Экология Арракиса
Да, у книги есть несколько приложений, которые рассказывают об экологии, религии и прочих моментах, свойственных Арракису. Оказалось, что безумная идея превратить Аррракис в цветущий сад, принадлежала экологу Партоду Кинесу-Умма, отцу Кинеса-Лиета.
Именно он установил жизненный цикл пустынных червей и даже начал озеленение отдельных районов. Он предусмотрел все, вплоть до песчаных червей, которые по праву являлись главным богатством Арракиса уже сейчас. Дело отца продолжил сын Кинес Лиета, и все бы получилось, лет через 200, но тут начались события, которых никто не ожидал.
5 Экспозиция и Внутренние монологи
Для фильмов всегда необходима экспозиция, а Дюна требует намного больше, чем обычно. В фильме 1984 года эта проблема решена открытием свалки экспозиции: женщина смотрит в камеру и рассказывает о планете Арракис и ее ценном ресурсе, известном как пряности. Это не только неудобно и очевидно; это тоже плохо написано.
На протяжении всего фильма Линч озвучивает персонажей «за кадром». мысли. И это не только мысли главного героя Пола, которого сыграл Кайл Маклахлан. Вряд ли найдется хоть один персонаж, чей разум не читается в какой-то момент. Опять же, это неудобно и очевидно, но это также сбивает с толку. Поскольку аудитория читает мысли каждого, непонятно, с чьей точки зрения идет история.
Вильнев обрезает голос за кадром, находя более естественные способы представить важную информацию. Фильм начинается с закадрового голоса, но это поэтический диалог, произнесенный персонажем Зендаи Чани, который оказывается мечтой Пола
Это гораздо более интригующий способ начать рассказ, и он объясняет важность снов Пола
На протяжении всего фильма Вильнев передает информацию через визуальные эффекты и действия, такие как демонстрация Полом способности управлять разумом, известной как «голос». Когда Вильнев не может визуализировать информацию, он естественным образом встраивает ее в диалоги и разговоры между персонажами. Это приводит к тому, что зрители чувствуют себя так, как будто они находятся в мире истории, а не смотрят ее со стороны.
— Почему «Дюна 2» — это потенциально главный фильм в жанре на ближайшие годы?
Р.К.:
При всех достоинствах «Дюна» — это лишь одна большая экспозиция. Пролог, открывающий двери чему-то поистине грандиозному. Вильнев познакомил нас с новой Вселенной, объяснил правила, расставил фигуры на этой шахматной доске и дал сходить чёрным. На очереди — ход белых. И это должно быть грандиозно. Грандиознее, чем возвращение на Пандору, которое затянулось уже более чем на 10 лет.
В.У.:
Очень громкое заявление. Я бы так его не назвала, хотя я не могу сходу вспомнить ни одного фильма, который бы превзошёл «Дюну» на этом поприще. Напрашивается сравнение с Вильневским же «Бегущим по лезвию 2049», который имеет огромное преимущество перед «Дюной» — он уже закончен.
Наверно, фильму, который определит жанр и станет главной его картиной, ещё предстоит появиться, и есть небольшой шанс, что им сможет стать продолжение «Дюны», которому уже не придётся тратить столько времени на расстановку фигур на шахматном поле. Скрестим пальцы и помолимся, чтобы «Дюна» собрала хорошую кассу (на всякий случай).
Производство и съемки
Режиссер – Дени Вильнёв (“Бегущий по лезвию 2049”, “Водоворот”, “Убийца”, “Пленницы”, “Прибытие”, “32-е августа на Земле”, “Космос”).
Съемочная группа:
- Сценарий: Эрик Рот (“Карточный домик”, “Алиенист”, “Жутко громко и запредельно близко”), Д. Вильнёв, Джон Спэйтс (“Доктор Стрэндж”, “Пассажиры”, “Прометей”) и др.;
- Продюсеры: Кейл Бойтер (“Незваные гости”, “Эффект бабочки”), Джозеф М. Карачиоло мл. (“Дьявол носит Prada”, “Логан”), Мэри Пэрент (“Плезантвиль”) и др. ;
- Операторская работа: Грег Фрейзер («Изгой-один: Звёздные войны. Истории», «Власть», «Мальчики возвращаются», “Мандалорец”);
- Художник по костюмам: Жаклин Уэст («Социальная сеть», «Перо маркиза де Сада»);
- Художники проекта: Патрисс Вермет («Убийца», «Братья C.R.A.Z.Y.», «Кафе де Флор»), Том Браун («Духи Рождества», «Хулиганы»), Карл Проберт («Джейн Эйр»), Дэвид Доран (“Бегущий по лезвию 2049”);
- Монтаж: Джо Уокер («Королева-девственница», «Жизнь за один день», «Кибер»);
- Музыка: Ханс Циммер (“Король Лев”, “Начало”, “Интерстеллар”),
Greig Fraser, Jacqueline West, Patrice Vermette, Tom Brow
Hans Zimmer, Jon Spaihts, Eric Roth
Коли Вертц разработал концепт-дизайны для космических кораблей «Дюны».
Производство
Студии:
- Legendary Pictures
- Villeneuve Films
- Warner Bros.
Спецэффекты:
- Lidar Guys
- Weta Workshop Ltd.
- Clear Angle Studios – визуальные эффекты
- Double Negative – визуальные эффекты
Прокат:
- Каро-Премьер — Россия
- Киномания — Украина
Начало съемок — март 2019. Место съемок: Origo Film Studios, Будапешт, Венгрия / Вади Рам, Иордания / Словакия / Абу Даби, Объединенные Арабские Эмираты / Австрия / Stadlandet, Норвегия.
Строящиеся декорации, пустыня Иордании и Дж. Бролин
Герд Нефцер (немецкий художник по спецэффектам) и большой Mercedes с кино-оборудованием
Джейсон Момоа впервые с 2012 года сбрил свою бороду для роли
на фото Дени Вильнёв с Тимоти Шаламе в кафе на проспекте Андраши в Будапеште, где должны проходить съемки фильма
Кадры из фильма
Первоисточник
Роман Герберта – это объемное 700-страничное полотно. Даже поклонники отмечают сложность языка и обилие специфичных терминов и выдуманных слов. Это не простенькое чтиво перед сном, а произведение, требующее внимания и погружения.
Адекватно перенести такую махину на экран – сверхсложная задача. Именно поэтому «Дюна» Вильнева охватит только первую половину книги, и логического завершения у фильма не будет.
Вся картина окажется прологом к ее сиквелам (как минимум, к одному). С точки зрения подачи истории – это правильный подход. Но получится ли разогреть интерес настолько, чтобы зрители захотели увидеть продолжение? Время покажет. Вторая часть еще официально не запущена в работу, хотя режиссер говорил, что планирует делать дилогию.
Книга имеет обширную базу поклонников, но их не настолько много, чтобы только их силами обеспечить достаточный финансовый результат.
Адаптация
Режиссер Джон Харрисон описал свою адаптацию как «правдивую интерпретацию», в которой любые внесенные им изменения указывали на то, что Герберт объяснил тонко или не объяснил вовсе. В мини-сериале представлены элементы, которых нет в романе Герберта, но, по словам режиссера, они служат для уточнения, а не для редактирования. Хёрт был первым, кто сыграл в адаптации 2000 года. Поклонник романа, он сказал New York Times : «Я был фанатом научной фантастики … запечатлел пророческое отражение Герберта нашей эпохи, когда национальные государства конкурируют с новой глобальной экономикой и ее корпоративными элементами. . »
Роман Герберта начинается с того, что главному герою Полу Атрейдесу исполнилось 15 лет, и он стареет до 18 лет на протяжении всей истории
Харрисон повзрослел, чтобы привлечь внимание взрослых актеров для этой решающей роли
Мини-сериал создает обширный сюжет для принцессы Ирулэн , персонажа, который играет небольшую роль в сюжете первого романа. Харрисон чувствовал необходимость расширить роль Ирулэн, потому что она играла такую важную роль в более поздних книгах, а эпиграфы из ее более поздних произведений открывали каждую главу « Дюны» . Кроме того, персонаж дал ему окно в Дом Коррино . Помимо финальной сцены, единственное появление Ирулэн, основанное на реальном отрывке из романа, — это ее визит к Фейд-Рауте . Однако в книге это другая Бене Джессерит , Марго Фенринг , которая посещаетНаследник Харконнена , получивший задание от Бене Джессерит «сохранить родословную» путем извлечения его генетического материала (посредством зачатия) для своей . Мини-сериал не предполагает, что это мотив Ирулэн. необходима цитата
Специальное издание режиссерской версии было выпущено на DVD с расширенными кадрами и диалогами.
Дюна: Оригинальная серия
Основой «Дюны» остается оригинальная серия, начатая Фрэнком Гербертом в 1965 году. До своей смерти в 1986 году Герберт написал шесть романов: Дюна, Мессия Дюны, Дети Дюны, Бог-император Дюны, Еретики Дюны и Дом главы: Дюна. Первая книга устанавливает противоборствующие фракции в межгалактическом конфликте, разворачивающемся через тысячи лет в будущем из-за бесценного меланжа специй на планете Арракис. Это также история восхождения Пола Атрейдеса на императорский трон. В «Мессии Дюны» Пол борется со своей властью и в конце концов завещает ее своим наследникам-близнецам. Эти двое, особенно Лето II Атрейдес, вступают в свои права в «Детях Дюны». До того, как давление фанатов убедило Герберта в обратном, это было запланированное завершение серии.
В «Боге-императоре Дюны» история переносится на тысячи лет вперед, когда план Лето II по предотвращению вымирания человечества достигает своего решающего момента. Результатом становится Рассеяние, вынужденное распространение человечества по Вселенной. Проходит еще несколько тысячелетий, пока не выходят «Еретики Дюны» и «Капитул Дюны», которые рассказывают о напряженности, возникающей среди хранителей Арракиса после того, как волны беженцев возвращаются после Рассеяния, спасаясь от великого врага.
Капитул Дюны, опубликованная всего за год до смерти Герберта, закончилась с перебоями. Но Герберт начал набрасывать седьмой том своей истории, и его сын Брайан и Андерсон использовали эти заметки при написании «Охотников Дюны» и «Песчаных червей Дюны». В этих последних романах великий враг оказывается империей «мыслящих машин» (так Герберт называл ИИ), и многие известные персонажи прошлых романов возрождаются для финального противостояния человечества этой угрозе.
3 барон Владимир Харконнен
Барон выступает в роли центрального антагониста обеих версий« Дюны ». Дюна (как в оригинальном романе), но изображены настолько по-разному, что с таким же успехом могут быть отдельными персонажами. В 1984 году персонажа сыграл Кеннет Макмиллан. Взгляд Линча на персонажа был гораздо более мультяшным, чем у Вильнева. Он по-прежнему был злым, но между игрой Макмиллана, сценарием Линча и ужасными эффектами полета персонаж производит впечатление человека, над которым можно посмеяться, а не кого-то бояться.
В 2021 году персонажа сыграет Стеллан Скарсгард, который в этой роли окажется гораздо более грозным. Вильнев смягчает карикатурные аспекты персонажа и принимает его темную сторону. Скарсгард всегда является самым устрашающим персонажем в комнате, когда он на экране, из-за его безумно талантливой игры, а также выдающихся костюмов, макияжа и эффектов.
Вселенная Дюны
Вселенная Дюны (англ. Dune universe, англ. Duniverse) — фантастическая вселенная, придуманная писателем Фрэнком Гербертом и описанная им в серии книг «Хроники Дюны». Это мир далёкого будущего, в котором людям пришлось отказаться от искусственного интеллекта и вычислительной техники. Как следствие этого, человечеству пришлось развивать способности собственного тела. В этом мире царит феодальный строй и монополия на межзвёздные перевозки Космической гильдии. Важнейшим веществом во Вселенной является «Пряность» (меланж, спайс), без которой невозможны дальние космические перелёты. Единственным источником Пряности является пустынная планета Арракис.
У «Дюны» по-настоящему космический размах
В отзывах на «Дюну» чаще всего пишут о её технических достоинствах. Автор Марк Хэнсон из Slant Magazine восхищается «балетным изяществом» космических кораблей и готическим стилем планеты Харконненов, портал Den of Geek называет сам фильм величественным, а Арракис — суровым. Глен Кенни с сайта Роджера Эберта приводит множество источников вдохновения «Дюны»: от «Лоуренса Аравийского» 1962 года до картины «2001 год: Космическая одиссея» (1968).
И «Дюна» действительно поражает масштабом, прекрасным техническим исполнением и духом космооперы. События фильма разворачиваются на поверхности планет, но в нём всё равно есть кадры с лайнерами и боевыми кораблями в открытом космосе. Непохожие друг на друга на первый взгляд Арракис, Каладан (родная планета Атрейдесов) и Гьеди Прайм (планета Харконненов) роднит футуристичность: здесь есть и движущиеся стены-заслоны от солнечного света, и полуподземные города-муравейники, и минималистичные мрачные интерьеры, которые больше напоминают музеи, чем жилые помещения.
Вильнёв постоянно подчёркивает, насколько человек (даже избранный) мелок по сравнению с остальным миром. Пейзажи Арракиса вызывают лёгкую панику — у песка не видно ни конца, ни края. Корабли, здания и природные объекты огромны, так что на их фоне крошечными кажутся даже высокие и плечистые люди вроде Дункана в исполнении Джейсона Момоа.
Атрейдесы и Харконнены управляют армиями, которые часто показывают на общих планах; это напоминает о том, как тридцать лет назад аналогичные кадры приходилось рисовать вручную для «Звёздных войн». Новая экранизация «Дюны» выходит в эпоху, когда компьютерная графика может реалистично воссоздать что угодно — огромную пасть песчаного червя или силовые щиты, закрывающие всё тело. Режиссёр использовал это, чтобы сделать мир «Дюны» максимально осязаемым.
Вильнёв не смог передать идеи Фрэнка Герберта
IndieWire, Variety, портал Filmstage, газета Los Angeles Times и несколько других изданий увидели в фильме одну проблему — отсутствие глубины. В рецензиях отмечают, что Вильнёв экранизировал роман Герберта близко к тексту, но не вычленил из него важные темы. По мнению критиков, картине не хватает своей интерпретации и философского содержания, а не простого повторения оригинала.
Местами «Дюна» действительно выглядит как высокобюджетный блокбастер со звёздным кастом и простым сценарием, лишённым дополнительных смыслов. В нём есть упоминания политических интриг, примеры религиозного фанатизма в лице Джессики, намёки на критику в адрес «угнетателей»-колонизаторов. Например, в начале фильма повествование идёт от лица Чани, которая буквально спрашивает: «Кто будет нашими следующими врагами ?». Но сложные темы так и остаются намёками, никак не раскрываясь по ходу действия фильма.
Полноценно в фильме раскрыли только тему избранности Пола. Тимоти Шаламе отлично играет вчерашнего мальчишку, на которого сваливаются предсказания, чужие ожидания и навязанные роли. Пола встречают на Арракисе молитвами, заранее зовут мессией, и он в ужасе от этой внезапной ответственности. Всё остальное в «Дюне» отошло на второй план или вовсе забыто. Но если верить интервью Вильнёва, стоит просто запастись терпением: режиссёр называет оригинальный роман Герберта «портретом XX века», знает его темы и интерпретации и обещает, что его экранизации будут «вторыми “Звёздными войнами”». Вполне возможно, что в сиквеле Вильнёв копнёт глубже и поговорит о темах, проигнорированных в первом фильме.
Плохое принятие новой фантастики
«Восхождение Юпитер», «Бегущий по лезвию 2049», «Валериан и город тысячи планет»
Фантастические фильмы – это очень рискованная ниша в кинопроизводстве. Если вспомнить что-то громкое из высокобюджетной доковидной фантастики, то с большой долей вероятности она окажется провальной: «Восхождение Юпитер», «Бегущий по лезвию 2049», «Валериан и город тысячи планет» — сплошные убытки для студий.
Даже «Стартрек: Бесконечность» в 2016 году не смог внятно окупиться, а девятый эпизод «Звездных войн»,несмотря на всеобщий хейт, выехал только на огромной армии фанатов.
Но даже если бы всего описанного выше не было, то достаточно только одного фактора, который способен его погубить – пиратство.