Обзор фильма ужасов «избави нас от лукавого» 2014: привет братьям винчестерам

Актёры

  • Santino — Шон Харрис (Sean Harris)
  • Sarchie — Эрик Бана (Eric Bana)
  • Mendoza — Эдгар Рамирес (Edgar Ramírez (в титрах: Édgar Ramírez))
  • Jen — Оливия Манн (Olivia Munn)
  • Jimmy — Крис Кой (Chris Coy)
  • Gordon — Дориан Миссик (Dorian Missick)
  • Butler — Джоэл МакХэйл (Joel McHale)
  • Nadler — Майк Хьюстон (Mike Houston)
  • Christina — Лулу Уилсон (Lulu Wilson)
  • Jane — Оливия Хортон (Olivia Horton)
  • Lt. Griggs — Скотт Джонсен (Scott Johnsen)
  • Salvatore — Дэниэл Саули (Daniel Sauli)
  • Serafina — Антониетта ЛаВеккия (Antoinette LaVecchia)
  • Mario — Эйдан Джемме (Aidan Gemme)
  • Lucinda — Дженна Гэвигэн (Jenna Gavigan)
  • Little Girl — Скайлар Тоддингс (Skylar Toddings)
  • EMT — Себастьян Лакос (Sebastian Lacause)
  • Cop — Стив Хэмм (Steve Hamm)
  • Cop — Шон Нельсон (Sean Nelson)
  • Woman in Bar — Мари-Анхе Рамирес (Mari-Ange Ramirez)
  • Officer — Бен Хорнер (Ben Horner)
  • Officer — Тихуана Рикс (Tijuana Ricks)
  • Zookeeper — Джон Кариани (John Cariani)
  • Desk Sergeant — Robert Keiley
  • Mental Health Officer — Блэр Сэмс (Blair Sams)
  • Treasury Service Officer — Марк Дэвид Уотсон (Mark David Watson)
  • Physician — Бен Ливингстон (Ben Livingston)
  • Sergeant — Кевин Нэгл (Kevin Nagle)
  • Marvin — Оливер Вэдсворт (Oliver Wadsworth)
  • Patrol Cop — Лолита Фостер (Lolita Foster)
  • Dispatcher — Carmen Ortiz-Girdauskas
  • Mental Patient — Виктор Паган (Victor Pagan)

People are strange

Вероятно, проливной дождь, заявленный в начале картины, должен очищать души грешников от содеянных неподобств, смывая грязь и избавляя от лукавого. Эта старательная работа пожарной машины за кадром очень напомнила «Считанные секунды» с Рутгером Хауэром — фильм, который в детстве пугал и очаровывал своей эстетикой. Очень жаль, что в этой ленте, в очередной раз поднимающей вопрос экзорцизма, нет такого же очарования. Хотя, пара моментов, безусловно, найдется.

Итак, за всей чернушной и мусорной эстетикой картины проглядывает желание авторов выстроить новый, а, скорее, просто еще один взгляд на демонологию. Среди привычных атрибутов лент об одержимости нечистым, таких как священник, тайные письмена и знаки, девушка говорящая голосом, достойным Мерлина Менсона, появляются такие актуальные темы как война в Ираке например. Именно оттуда по сюжету и происходит «заражение» потусторонним злом.

Вернувшись с войны, трое товарищей начинают странно себя вести, пугать и мордовать ближних своих. Звонок, возвещающий о домашнем насилии, поступает в полицию и главный герой в исполнении Эрика Баны, командует напарнику: «на абордаж». Спустя пару часов вызов, зафиксированный как обычная бытовая потасовка, превращается в ниточку, связанную с тугим клубком необъяснимых и жутких событий.

Описывать сюжет смысла нет потому, что он вторит сотням других сюжетов сразу. Пускай и нарезан немного не по классической схеме. Но, не смотря на такое новшество, мы все равно понимаем что обряд экзорцизма будет, что священник таки надавит своим духовным авторитетом на служителя мирскому закону и навернет его на «путь истинный». Ясное дело, когда в сюжет вмешивается сатана или его приспешники, демонстрируя свое присутствие всяческими фокусами, даже самый заядлый прагматик поверит в духов. Особенно если при встрече с ними в его голове начнет играть музыка группы «The Doors». Это вообще умора. Сценаристы что, решили провести аналогию между дверьми впускающими демонов и дверьми подсознания? Черт! Я только что поняла… Священник-то — вылитый Джимм Морриссон! Кудряшки, нос, кожаная куртка, сигаретки, выпивка и бывший наркоман. Мне страшно от того, что эта мысль закралась в мою голову, но будь это правда замыслом авторов, фильм тут же стал бы на две головы выше. Представьте если и вправду в Голливуде сняли кино о том, что Джимм переродился и теперь стережет те самые ворота, пардон, двери? Но нет, нет. Такого не бывает. Я скорей поверю в то, что это какая-то католическая секта вбухала бабла в пропаганду праведников. Ведь в конце… Ну уж нет, смотрите сами, что в конце. А вот распятую кошечку не могу не заспойлерить. Это было эффектно. Хотя неприязнь главного полисмена к котам так нам и не объяснили.

Ваде ретро, сатана!

Фильм – может быть, даже слишком подробное пособие по экзорцизму, с зачитыванием требника и перечислением шести стадий, из которых складывается обряд. Бес послушно отыгрывает все шесть этапов. Главное, как говорится, «не пытайтесь повторить это дома». Полиглоты оценят, что священник, используя молитвословия на разных языках, переключается с латыни на «яко тает воск от лица огня, тако да погибнут бесы от лица Божия», словно чувствует, что по-английски дьявол если и понимает, то не верит.

Даже когда падре Джо дает слабину и начинает разговаривать с демоном, уже поддается на уловки, уже верит – его спасает навязавшийся в напарники полицейский. «Не знаю, что он там тебе наговорил, но ты делаешь ровно то, чего не велел делать мне – слушаешь его», – это наставление полицейский мудро произносит, уже поймав священника в охапку.

Бес, явившийся в Бронксе, судя по хэппи-энду, не самый сильный из падших ангелов. Да, рядом с ним мигают и гаснут лампочки, а для нагнетания страха создатели фильма по традиции «Секретных материалов» используют тараканов и пауков. Да еще камера слишком надолго останавливается на распятом распотрошенном коте в изголовье одержимого.

И все же бес достаточно убедителен, чтобы его не хотелось встретить в реальности. Может, потому, что мы слишком хорошо помним, что «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мар.9:29), а в своих молитвах и постах не очень уверены (и уж точно не превзошли апостолов, которым это было сказано). Да, невозможное человекам возможно Богу, а верующим обещана не только власть горы переставлять, но и защита от ядов и сила изгонять бесов именем Христовым. Так что благополучное изгнание беса безо всякой аскезы можно объяснить не прямолинейностью сценариста, а силой веры падре Джо Мендозы. Не молитвой и постом, так искренностью и напором. И покаянием.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Фильм ужасов «Избави нас от лукавого» 2014 — плюсы

Хороший, добрый, правильный фильм, что огромная редкость для голливудских кинополотен последнего времени. Сюжет предсказуемый, но не лишен изюминок. Опять же, пусть и мельком, поднимаются серьезные вопросы, например, война в Ираке или новорожденные, которых выбрасывают в мусорные контейнеры. И впридачу ко всему – отличная концовка, хотя не лишенная чуточки слащавости.

В то же время «Избави нас от лукавого», по счастью, не глубокая социальная драма, а отменное развлекательное кино, как и полагается ужастику, мрачное, темное и пугающее. Сцена экзорцизма снята воистину великолепно. Хотя бы ради нее стоит посмотреть фильм. Впрочем, есть и другие приятные моменты: жуткая квартира, жуткий подвал и жуткие игрушки, словно сбежавшие из компьютерного хоррора «Пять ночей у Фредди».

Эрик Бана, быть может, не супер-секс-символ, но смотрится приятно. Эдгар Рамирез в роли современного католического священника, который курит и не прочь заложить за воротник, составляет ему вполне достойную компанию.

Факты

  • Фильм снят по мотивам книги нью-йоркского полицейского Ральфа Сарчи «Остерегайтесь ночи» (Beware of the night), которая была написана на основе его личного опыта.
  • На 59 минуте в баре звучит композиция группы The Doors – «Riders on the storm».
  • Роль Батлера изначально писалась под Джоэла МакХэйла. При этом, по словам режиссера Скотта Дерриксона, Батлер был худшим персонажем в сценарии. Но потом он представил – каким бы был МакХэйл, если бы он пошел в армию, а не в колледж, и работал бы в правоохранительных органах, а не в сфере развлечений. После этого писать роль стало проще, и персонаж был значительно доработан.
  • В фильме большое количество музыки группы The Doors, а также различных отсылок на нее. К примеру, во время финального изгнания нечистой силы Сантино говорит: «Is everybody in? Is everybody in? The ceremony is about to begin» (Все в сборе? Все в сборе? Церемония скоро начнется). Это отсылка к песне «Celebration Of The Lizard».
  • Джоэл МакХэйл несколько месяцев посещал тренировки по обращению с ножами и боевым искусствам, чтобы самостоятельно выполнять трюки с ножами во время съемок. При этом он не получил практически ни одной травмы за время тренировок и в период съемок. Лишь в последний съемочный день, когда сын МакХэйла пришел на съемочную площадку, актер решил отрезать для него своим ножом кусок белого шоколада и порезался.
  • Главную роль предлагали Марку Уолбергу, но он отказался. В итоге роль получил Эрик Бана.

Нешаблонный священник

Фильм, строго говоря, вряд ли захочется пересматривать, и даже было бы скучно пересказывать, если бы не фигура одного из героев – священника-экзорциста. Падре Джо Мендоза является в полицию вслед за Джейн, бросившей в львиный ров своего ребенка. Он уверен, что она одержима, но пока не говорит этого полицейским напрямую – явно для того, чтобы его не сочли сумасшедшим. Просто оставляет визитку. Этого католического священника нельзя опознать не только по сутане, но даже по колоратке, а полицейскому он говорит, что «не носит формы – так же, как и вы».

Он не только не носит «формы». Он вообще не вписывается в представления о духовенстве. Неизвестно, насколько это реальный образ, и что думает о герое фильма епископ, управляющий церквями в Бронксе. Но это очень показательный пример для проповедей о том, что личное недостоинство священника не означает, что Бог через него не изгонит беса или не обратит грешника.

Падре учит полицейского на собственном примере: не получится бороться с духами зла, если не покаешься в своих грехах, так что исповедуйся, вот хотя бы прямо здесь и сейчас, в полицейской машине у подъезда преступника в ожидании его возвращения. Иначе бес «зацепит» тебя за твои собственные страсти: «так было со мной», – говорит священник. Когда он встретил своего первого беса, вступил в схватку – и тот отступил.

Но после этого успеха он вернулся к героину, который чуть не убил его до рукоположения, и завел роман с подругой-наркоманкой. Та забеременела и сделала аборт. Кайся, полицейский, лучше даже не представлять, что будет, если ты не покаешься. В доказательство падре изгоняет беса из одного из морпехов – очень вовремя, иначе он задушил бы офицера Ральфа Сарчи.

Да, исповедоваться тяжело, и с первого раза коп, «переросший Бога» в 12 лет, не соглашается. Священник выпивает с ним, курит при нем, заглядывается на девушек («О, не все вы педофилы!» – «Какие еще стереотипы мы сегодня разоблачим?»), рассказывает, как исповедовал свой возврат к наркотикам и нарушение целибата, понимая, что его должны лишить за это сана. Сана не лишили, оставили «до первого срыва», и он готов принять исповедь.

В алтаре полицейский бывал ребенком – но неизвестно, бывал ли в исповедальне. Теперь он исповедуется, сидя на парапете балкона над ночным городом, и получает отпущение, хотя не произносит слова «каюсь».

Священник – такой, какой есть, бывший наркоман, способен изгонять бесов – значит, и грехи способен отпускать. Сам вернулся из «загула» – может возвращать к вере «переросших» Бога. И получается это у него пусть не мгновенно, но так легко, что требуется усилие, чтобы согласиться.

Например, полицейского мучает проблема теодицеи (даже если он не знает этого слова). Когда много лет назад в его дом ворвался хулиган «под кайфом», почему останавливать его пришлось 12-летнему подростку, где же был Бог? Ожидаемый ответ русского священника, вероятно, был бы «это Бог дал тебе, 12-летнему мальчишке, силу и бейсбольную биту, решимость и реакцию». Ответ падре Джо Мендозы – о том, что говорить о зле можно долго, но как насчет добра. Откуда оно, и если нет Бога, то почему пожарные готовы отдавать жизни за спасение незнакомых людей. И это «срабатывает».

Если бывший наркоман и блудник это может – потому ли, что он не гонял в подпитии по городу на дорогой иномарке (а может, и гонял, просто за кадром)? Или потому, что Бог так решил?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Время для себя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: