Способы характеристики персонажей или лирического героя
В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ею (“красавица – душа”, “милая девица”, “моя душа” и т.д.)
В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер “царевны молодой” с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки, показывает отношение к героине других персонажей.
Петушок-золотой гребешок |
Царевна характеризуется и через отношение к ней других персонажей: “пёс бежит за ней, ласкаясь”, “тужит бедный царь по ней”, “братья милую девицу полюбили”, даже Чернавка, “в душе её любя, не убила, не связала”.
Подобной оценки совершенно лишена злая царица: никто не мешает ей “вредить”, но и не помогает никто. Даже зеркальце совершенно “равнодушно” к её личным переживаниям.
Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин
«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:
Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.
Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.
Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.
Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.
Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.
В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.
Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.
Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.
Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.
Заключение:
«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.
Истоки формирования сказочного сюжета / 1pushkin.ru
Еще находясь в ссылке в Михайловском имении (1824 год), Пушкин Александр Сергеевич активно занимается сбором материала для написания сказочных повествований. Он много читает. Русские и зарубежные авторы дают темы, как для размышления, так и для частичного заимствования сюжетных линий.
Однако наиболее весомый вклад оказывает народное творчество. Ссылка обуславливает ограничение в передвижении. Поэт живет в замкнутом пространстве, следовательно, и круг общения для него также ограничен. Поэтому Пушкин досконально изучает как крестьянский быт, так и духовное народное начало. Песни, былины, сказки, старинные обряды, поверья – все служит неисчерпаемым источником для формирования последующих творческих замыслов. Крестьянская жизнь незамысловата, однако, очень богата духовно. Поэты из народа не знали грамоты, поэтому свои произведения они передавали в устной форме.
Многое для своего творчества Пушкин заимствовал из рассказов своей няни-крестьянки. Увлекательные сказочные повествования Арины Родионовны, украшенные присказками и поговорками, завораживали. В детстве загадочные нянины рассказы будоражили воображения. В зрелости – заставили оценить прелесть и богатство народной мудрости, красоту и самобытность русской словесности.
Сказочный сюжет пушкинской сказки не нов. Заимствованные сюжетные линии можно найти как в русских, так и в иностранных произведениях. Наиболее узнаваемые из отечественных произведений – это сказки:
- «Морозко»,
- «Волшебное зеркальце» («Самоглядное зеркало») или «Мертвая царевна»,
- «Падчерица».
В народном сказочном повествовании «Падчерица», главная героиня умирает после того, как одевает на себя отравленную нательную рубаху. Хоронят «заснувшую» девушку ее названные братья (разбойники) в хрустальном гробу, в лесной чаще, привязав гроб цепями, серебряными, к высокому дубу. И только влюбленный в падчерицу юноша смог впоследствии разбудить ее.
Аналогичное сюжетное развитие прослеживаются в сказках «Тысячa и oдной нoчи». А так же в произведениях европейских авторов, в частности, в произведении немецких авторов Я. и В. Гримм «Белоснежка и семь гномов».
Много общего можно найти между сказкой Пушкина и народными сказаниями или иностранными произведениями. Однако, гениальный поэт смог создать свое уникальное творение, собрав воедино все самое лучшее. Реалистичные картины русской природы и быта. Лиричное описание героев. Ирония и сатира. Русские идеалы. Вот основные критерии, которые превратили сказочное пушкинское повествование в шедевр мировой литературы.(статья принадлежит сайту 1pushkin.ru)
История написания
Александр Сергеевич написал сказку в стихотворении осенью 1833 года, когда находился в Болдино. Сам сюжет не оригинален, он встречается в народных сказках разных народов. Существуют несколько вариантов истории:
- Итальянская «Белла Венеция»: владелица гостиницы Белла прогнала дочь, когда ей сказали, что та красивее. Девушка встретила в лесу 12 разбойников и осталась с ними. Узнав, что дочь жива, Белла наняла ведьму. Та подарила девушке отравленную заколку, которой она заколола волосы и уснула. Ее похоронили в пустом стволе дерева, где ее нашел принц и спас, вытащив заколку.
- Греческая «Мирсина»: старшие сестры прогнали младшую, когда Солнце признало ее самой прекрасной. Девушка в лесу встретила 12 месяцев и решили жить с ними.
- Шотландская «Золотое дерево и Серебряное дерево»: однажды форель в реке сказала королеве, что ее дочь красивее. Та сказалась больной и сообщила королю, что только сердце и печень принцессы могут вылечить ее.
- В монгольской сказке «Волшебный мертвец» ревнивая мачеха прогнала девушку, и та встретила 7 сыновей хана.
- У народов Восточной Африки в истории «Волшебное зеркало» девушка встречает 10 охотников.
- Сильнее всего отличается армянская «Нури Хадиг». Мачеха подговорила отца убить Нури Хадиг, поскольку Луна признала ее прекраснее, но тот не смог и отпустил девушку. Та скиталась по лесу и нашла волшебный замок, в котором спал принц. Нури ухаживала за юношей 7 лет, тот проснулся и решил жениться на ней. Мачеха отправила цыганку с заговоренным кольцом, девушка надела его и заснула.
Сюжет сказки Пушкина сильно перекликается с «Белоснежкой» братьев Гримм. Обе истории являются пересказами народной сказки, которая известна во многих народах. В конце XIX века вариант Александра Сергеевича был переведен на французский язык, позднее по нему сняли мультфильм, фильмы и поставили оперу.
Актеры и роли сериала «Сказки Пушкина. Для взрослых» (2021)
1 серия: «Рыбка»
Актер / Актриса | Роль |
---|---|
Ингеборга Дапкунайте | Рыбка |
Павел Попов | Рыбак |
Дарья Жовнер | старуха |
Денис Шведов | муж Рыбки |
Жан Мишель-Щербак | ведущий Пушкин |
Лиза Зыгарь | дочь Рыбки |
Алена Свиридова | подруга Рыбки |
2 серия: «Царевна»
Актер / Актриса | Роль |
---|---|
Дарья Жовнер | Царица |
Денис Шведов | Царь |
Полина Гухман | Царевна |
Og Buda | Елисей |
Игорь Верник | чернавка |
Артём Немов | богатырь |
Дмитрий Ендальцев | богатырь |
Егор Федосеев | богатырь |
Жан-Мишель Щербак | богатырь |
Куба Бурканбек | богатырь |
Султан Хаирсалиев | богатырь |
Федор Глазачев | богатырь |
Мария Крылова | хлопушка |
Сергей Фролов | режиссёр |
Евгения Шевченко | второй режиссёр |
Марина Вольхова | Наташа |
3 серия: «Балда»
Актер / Актриса | Роль |
---|---|
Андрей Смоляков | поп |
Даниил Чуп | Балда |
Наталья Павленкова | Попадья |
Мария Карпова | Поповна |
Ярослав Шуменков | сын Сашка |
Сергей Грузинов | сын Мишка |
Матвей Семёнов | чертёнок |
Владимир Ершов | старший черт |
Дмитрий Варшавский | черт |
Александр Соколовский | черт |
Егор Барановский | черт |
Артур Еникеев | десантник-инвалид |
Жан-Мишель Щербак | бармен-Пушкин |
Ольга Лапшина | следователь |
4 серия: «Петушок»
Актер / Актриса | Роль |
---|---|
Юрий Чурсин | Додон |
Полина Гухман | Девушка / Царевна |
Игорь Миркурбанов | звездочет |
Денис Шведов | тесть Додона |
Кирилл Русин | старший сын |
Георгий Уточкин | младший сын |
Жан Мишель-Щербак | Пушкин |
Дмитрий Изместьев | отмененный |
Максим Виноградов | молодой Елисей |
Саша Гаранин | ребенок Елисея |
Давид Цицер | ребенок Елисея |
Главная мысль и чему учит сказка
Сказка напоминает, что истинная красота – это гармония приятного внешнего вида и высокой духовности. Доброта и скромность царевны спасают ее от злых козней бездушной жестокой царицы, которая стала жертвой собственной зависти. И чернавка, и богатыри, даже пес покорены ее душевной красотой. Кроме того, царевна верна своему слову, не забывает жениха. Елисей борется за свое счастье и не оставляет поисков любимой, когда уже почти не осталось надежды. В образе царицы автор осуждает не только зависть и жестокость, но и нарциссизм – самолюбование, эгоизм. Конец сказки – это победа добра и гармоничной красоты.
Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)
Сравнительные параметры | Царевна | Царица |
Внешность | «…Белолица, черноброва…» | «…Высока, стройна, бела…» |
Речь | Речь её красивая, выразительная, доброжелательная. | Речь её высокомерная, грубая. Добродушно и ласково она разговаривала лишь с зеркальцем. |
Характер, поведение | Нрав у неё добрый, незлобивый. Она скромна, вежлива, приветлива. Ведёт себя с людьми доверчиво, тактично. Верна своему жениху. | Нрав злобный. Она надменна, чересчур горда, капризна, вспыльчива, жестока. Не любит никого, кроме себя. |
Отношение автора | Пушкин называет её милой девицей, жалеет её, когда она отравилась и умерла. | Пушкин не любит эту героиню, называет её «царицей злой», «бабой гневной». |
Сравнительная характеристика царевны и царицы (таблица)
Параметры сравнения | Царевна | Царица |
Портрет | Красива, «белолица, черноброва». | Красива, «высока, стройна, бела». |
Речь | Говорит с людьми тихо, ласково, доброжелательно. Речь её выразительная, красивая. Богатыри по её речи сразу поняли, что она царевна. | Её речь грубая, высокомерная. Ласково царица разговаривала только с зеркальцем, которое хвалило её красоту. Но когда оно объявило, что «царевна всех милее», царица закричала на него, называя его мерзким стеклом. |
Черты характера, поведение | Доброта, отзывчивость, вежливость, тактичность, наивность, доверчивость, верность жениху, трудолюбие. Робкий, кроткий нрав. Она всегда ведёт себя просто, скромно, смирно, не гордится своей красотой. | Злобный нрав. Гордость, своенравие, грубость, жестокость, коварство, бессердечие, ревность, завистливость. Ведёт себя надменно, ломливо (то есть манерно). |
Отношение к другим людям | Помогает людям (вела хозяйство у семи богатырей, подала хлеб нищей чернице). Любит отца и жениха, верна королевичу Елисею. Богатырей любит как братьев, почитает их. | К людям относится высокомерно, недоброжелательно, жестоко. Никого не любит, кроме себя. |
Отношение других людей к героиням | Все, кроме мачехи, её любят, всем она мила. Даже Чернавка, которая по приказу царицы пыталась погубить царевну, в душе её любила. | Царица очень злая, поэтому другие люди, конечно, её не любят. Чернавка боится своей жестокой владычицы. |
Отношение автора к героиням | Любит эту героиню, называет её милой девицей, сочувствует ей, когда она отравилась яблоком, наполненным ядом. | Автор относится к ней отрицательно, называет её «бабой гневной», «царицей злой». |
Вывод | Общее между царевной и царицей состоит в том, что они обе внешне очень красивы. Различие их в том, что царевна обладает положительными качествами характера, а её мачеха — отрицательными. |
Особенности речевой организации произведения
А) Речь повествователя:
В сказке мы видим организующую роль повествования: носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям («Но как быть?», «Черт ли сладит с бабой гневной?», «Спорить нечего»…). Повествовательная речь непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. В целом повествование доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое.
Б) Речь персонажей:
В сказке диалоги часто сводятся к повторяемым формулам, обусловленным, как уже говорилось, поэтикой и историей возникновения сказки. Слова царевны, обращённые к Чернавке, совсем не похожи на сказочные: “В чём, скажи, виновна я? Отпусти меня, девица, а как буду я царица, я пожалую тебя”. Вообще, речь персонажей в сказках Пушкина — одно из средств создания образа: “Ах ты мерзкое стекло, это врёшь ты мне назло! Как тягаться ей со мною! Я в ней дурь-то успокою” — с одной стороны, и “для меня вы все равны, все удалы, все умны, всех я вас люблю сердечно” — с другой.
Колобок |
В) Лексический состав:
Много нейтральной лексики, лексика художественного стиля, повествование, архаизмы (царица, инда очи, молодица, перстами, теремов, сенной девушке, подворье, в горнице, с лежанкой, полати…), антонимы (с белой зори до ночи, день и ночь, )
Фразеология
Г) Особенности синтаксиса:
Реалистическая манера отражается и в языке — точном, скупом, четком: в преобладании слов с конкретным, вещным значением, в простоте и ясности синтаксиса, в почти полном устранении метафорического элемента.
В сказках Пушкина сплавлены различные элементы разговорного, устно-поэтического и литературного языка. Стремясь донести в условно-сказочных формах реальные картины жизни царского двора, дворянства, купечества, духовенства, крестьянства, Пушкин использует немало слов старинного письменно-книжного языка: торговый город, сенная девушка, рогатка. Выразительно передают торжественность зачастую печальных сказочных событий славянизмы: «Не восстала ото сна». Оказал влияние на сказки и современный Пушкину литературный язык. Отсюда перешли в них такие слова и выражения: «братья в горести душевной». Эти слова и выражения усиливают в сказках Пушкина лирическую тональность повествования.
Но книжная лексика и фразеология не нарушают основной особенности языка пушкинских сказок — народности звучания. Литературные элементы речи получают народную окраску, потому что находятся в окружении многочисленных словесных форм, взятых поэтом из народного быта и устно-поэтического творчества. Тут и фольклорные эпитеты с их яркой образностью и многообразием живописных красок («алы губки», «белы ручки», позолоченный рожок…). Тут и народно-песенные обращения, тавтологии и сравнения.
Волк и семеро козлят |
Много в сказках Пушкина разговорных и устно-поэтических оборотов речи, а также пословиц, поговорок и близких к ним авторских речений: «всем взяла», «не к добру», «не сойти живой мне с места», «я там был, мед-пиво пил — и усы лишь обмочил» и др.
Д) Средства выразительности:
Сравнения: год прошел как сон пустой.Метафоры: под святыми стол дубовый.Эпитеты: белешенька земля, тяжелешенько вздохнула, мерзкое стекло, мать брюхатая, красная девица, позолоченный рожок, во тьме глубокой, плод румяный, с молодецкого разбоя, горько плачет, темной ночки.Юмор: я там был, мед-пиво пил — и усы лишь обмочил.Риторические вопросы, обращения, восклицания: Но как быть? Черт ли сладит с бабой гневной?Инверсии: черной зависти полна, тужит бедный царь по ней.Градация: Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет,Каблучком-то как притопнет!..; Обойди всё царство наше, Хоть весь мир!
⇒ Анализ сказки |
Композиция и его особенности
Композиция – построение художественного произведения (связь между отдельными событиями, образами, выстраивание их в логическую цепочку). Понятие композиции шире понятия сюжета, т.к. композиция включает и внесюжетные элементы (пейзажи, описания персонажей, портретов, внутр. монологов и др.).
В композицию входят описания природы: подобно Ярославне из «Слова о полку Игореве», королевич Елисей обращается к стихиям природы — к солнцу, месяцу, ветру, находя у них сочувствие и разгадку мучительной тайны. Эти стихии природы раскрываются читателю и как волшебные существа, наделенные человеческой речью и сознанием, и в своих реальных формах.
Естественно и органично сливаются в сказочных пейзажах Пушкина реалистические и волшебные мотивы. Реальные черты природы олицетворяются поэтом и также кажутся сказочными. И волшебное и реальное здесь в одинаковой мере изображают природу живым существом. Пушкин сохраняет основной закон композиции народной сказки — ее стремление излагать события так, как они совершаются в реальной жизни.
Сказка о попе и о работнике его Балде |
Из других законов фольклорной композиции в сказках Пушкина особенно широко отразился закон троекратного повторения с вариациями основных сюжетных эпизодов. Трижды обращается к стихиям королевич Елисей, пока не узнает, где находится его невеста.
Обобщая и повторяя сказанное, можно сделать вывод, что сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной волшебной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: голос автора, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая “психологизация” героев, сочетание фантастического и реального, лирики и иронии.
Читательский дневник «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Александра Пушкина
Число страниц: 13
Жанр произведения: сказка
Главные герои: Царевна, семь братьев — богатырей, королевич Елисей, Царица.
Второстепенные герои: царь, Чернавка.
Характеристика главных героев:
Царица — мачеха и злая колдунья.
Завистливая и коварная.
Хотела быть красивее всех.
Царевна — красивая, умная, добрая, хозяйственная.
Доверчивая и наивная.
Богатыри — сильные и могучие.
Верные защитники.
Королевич Елисей — молодой, горячий и влюблённый.
Отважный и решительный.
Характеристика второстепенных героев:
Царь — добрый, доверчивый и глупый.
Чернавка — служанка царицы. Добрая девушка, пожалевшая царевну.
Краткое содержание «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
После смерти супруги, царь женится на другой, красивой, но злой и эгоистичной.
Новая царица смотрится в зеркальце и спрашивает, всех ли она красивей.
Но подрастает молодая царевна и зеркальце говорит, что она красивей.
Царица приходит в ярость и решает убить падчерицу.
Она отправляет Чернавку отвести царевну в лес.
Но Чернавка жалеет царевну и отпускает её.
Девушка бредёт по лесу и находит дом, в котором живут братья-богатыри.
Они становятся названными братьями царевне.
Между тем, мачеха не успокаивается.
Узнав, где живёт царская дочь, она переодевается в старушку, и даёт царевне яблоко.
Яблоко оказывается отравленным, и девушка засыпает мёртвым сном.
Богатыри кладут её в хрустальный гроб.
Проходит время.
Гроб находит королевич Елисей, жених царевны.
Он разбивает гроб, и его невеста оживает.
Царица-мачеха умирает от тоски.
План сказки:
- Мачеха.
- Волшебное зеркальце.
- Жалость Чернавки.
- В гостях у богатырей.
- Переодетая царица.
- Отравленное яблоко.
- Хрустальный гроб.
- Поиски Елисея.
- Разбитый гроб.
- Свадьба.
Основная мысль «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Главная мысль сказки в том, что зло обязательно накажет само себя.
Основная идея Пушкина в том, что злая мачеха строила козни против падчерицы, но в итоге сама же и умерла от тоски.
А доброта молодой царевны всюду находила ей верных друзей и помощников.
Так же как сила любви помогал королевичу отыскать и спасти возлюбленную.
Чему учит произведение
Сказка учит никому не желать зла.
Учит творить только добро, помогать тем, кто оказался в беде.
Сказка говорит нам о том, что сильные негативные чувства, такие как зависть, могут привести человека к гибели.
Уничтожить его душу.
А также произведение учит не терять надежды.
Краткий отзыв «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была покорена силой чувств двух влюблённых.
Много трудностей и опасностей им пришлось преодолеть, чтобы быть вместе.
Зависть царицы чуть не погубила молодую красавицу царевну.
Но доброта девушки всюду находила её друзей.
А верность жениха помогла ему отыскать любимую и спасти её.
Это необычайно интересная и увлекательная история, которая мне очень понравилась.
Автору удалось в стихотворной форме написать замечательную сказку, на довольно известный сюжет.
Пушкин привнёс в него собственное видение развития событий, и старая история заиграла новыми красками.
Противостояние добра и зла закончилось победой молодости и красоты.
А завистливая царица была сурово наказана судьбой.
Я всем советую прочитать эту удивительную сказку и осознать справедливость старинной пословицы, утверждающей, что в лихости и зависти нет проку.
Пословицы к произведению:
К поступкам мачехи подходят такие пословицы:
- Делая зло, на добро не надейся.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
А о влюблённых можно сказать так:
- Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
- Для влюблённого и сто вёрст — не расстояние.
Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Руслан и Людмила»
- «Песнь о Вещем Олеге»
- «Сказка о Золотом петушке»
- «Барышня-крестьянка»
Библиотека произведений автора пополняется.
Новеллы
«Рыбка»
- Ингеборга Дапкунайте в роли Рыбки
- Павел Попов в роли Старика
Творческий тандем, состоящий из сценариста Жени Беркович и двукратного участника фестиваля «Кинотавр», режиссера Ксении Зуевой, снял «Рыбку», сюжет которой разворачивается в российской провинции, в минувшем десятилетии. Мошенники, муж и жена, поймали в свою сеть кинозвезду, согласившуюся на исполнение их желаний. Главные роли в этой новелле достались Денису Шведову, Дарье Жовнер, Павлу Попову и Ингеборге Дапкунайте.
«Царевна»
- Дарья Жовнер в роли Царицы
- Полина Гухман в роли Царевны
Инстадива Царевна (Дарья Жовнер) имеет волшебное зеркальце – смартфон. Она конкурирует с другими соперницами-красавицами и собирает лайки в соцсетях. Постепенно она теряет свою популярность. Девушка мечтала стать певицей. У неё есть падчерица Царевна (Полина Гухман), которая готовится записать песню с популярным рэпером Елисеем (Og Buda). Раскрепощенность, молодость и решительность у Царевны вызывают зависть у Царицы. В её голове уже давно родился злой план. Царица хочет устранить соперницу и желает чтобы все было у неё как раньше. Этот эпизод снят Оксаной Карас. Зрителей ждет встреча с актерами Полиной Гухман, Денисом Шведовым, Игорем Верником, OG Buda и Дарьей Жовнер.
«Балда»
- Андрей Смоляков (Поп)
- Даниил Чуп (Балда)
Действие разворачивается в 2000-е. ПОП – полковник Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Как-то раз в церкви на него нападают. Его спасет Балда – вернувшийся со службы дембель. Идейно подкованный парень стает телохранителем Попа. Балда не берёт денег за свою работу. Вместо их он будет давать в конце службы три сверхмощных леща Попу.
Режиссёру Павлу Бардину захотелось поэкспериментировать со сказкой, главным героем которой является Балда. Он пригласил сняться в своем эпизоде Даниила Чупа, Андрея Смолякова , Наталью Павленкову и Жан-Мишеля Щербака.
По словам Бардина, снимая серию, он думал о «Брате» – дилогии, созданной Алексеем Балабановым. Сценарий этой истории написал Денис Уточкин. Балда здесь становится народным мстителем.
«Петушок»
- Полина Гухман (девушка / царевна) и Юрий Чурсин (Додон)
- Юрий Чурсин (Додон)
Действие разворачивается в 2045 году. В России появился институт репутации. Если человека замечают в непристойном поведении, его «устраняют». Всего за 2 года стерты цифровые следы несколько тысяч человек. Их социальная жизнь закончена. В прошлом рэпер Елисей, в нынешнем времени, – Додон, владелец крупной международной компании. Это он поспособствовал тому, чтобы этот мировой тренд стал федеральным законом. Правда, у Додона есть и свои секреты. Нейросеть под названием «GoldCock», которая встроенная в маску Додона, защищает его репутацию от полного краха.
«Салтан и Лебедь: Часть 1, 2»
Наталья Кудряшова представила свою версию «Сказки о царе Салтане», сценарий к которой написал Андрей Золотарев. Она состоит из двух эпизодов. Мир пережил ядерную войну. Те, кто выжил, примкнули к враждующим племенам, богами которых стали технологии довоенного периода. Грозный вождь Салтан окружен жрецом Бабарихом и тремя сестрами, каждая из которых хочет стать его женой. Одной из них это удастся. У нее родится сын Гвидон, но мать с ребенком изгонят из родного племени. Актерский состав новеллы состоит из Олега Чугунова, Лены Трониной, Ирины Носовой, Дарьи Екамасовой, Игоря Миркурбанова, Олеси Судзиловской и Алексея Кравченко.
Основные персонажи сказки
Главные герои:
- Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
- Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
- Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.
Другие персонажи:
- 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
- Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.
Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.
Характер и поступки
Царица была злой, жестокой и завистливой. Узнав от своего зеркальца, что падчерица красивее её, она решила погубить царевну. Царица велела Чернавке, своей сенной девушке, избавиться от царевны: завести её в глухой лес, связать и оставить на съедение волкам.
Когда царица узнала от зеркальца, что её падчерица не погибла, она снова приказала Чернавке избавиться от неё: «Положила иль не жить, //Иль царевну погубить». Жестокая владычица угрожала Чернавке рогаткой, если она не выполнит в этот раз её приказания. Рогаткой раньше называли металлический ошейник с длинными шипами, в нём наказанный человек не мог спать, поэтому погибал. Пришлось Чернавке под видом черницы (монашки) прийти к лесному терему, где жила теперь царевна, и угостить её отравленным яблоком.
Превосходство царевны над царицей состояло не только в красоте, но и в том, что у неё добрый характер. Ко всем она относилась доброжелательно, миролюбиво. Поэтому Чернавка, когда отвела её в лес, пожалела её и не связала.
Доброта царевны проявилась в том, что она дала хлеб нищей чернице (переодетой Чернавке). Она ласково относилась и к псу Соколко, живущему у семи богатырей.
Доверчивость девушки к людям проявилась в том, что она не заподозрила, что черница дала ей отравленное яблоко.
Живя у семи богатырей, трудолюбивая девушка не сидела без дела: топила печь, готовила еду, прибирала комнаты, пряла.
Вела она себя скромно, богатырям не перечила. Они полюбили эту прекрасную девушку и предложили ей, чтобы она выбрала из них себе жениха. Но девушка осталась верной своему жениху. Сказав богатырям, что она невеста королевича Елисея, она добавила, что любит богатырей, как братьев, что они для неё «все удалы, все умны».
Экранизация — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» мультфильм 1951 г. и др. / 1pushkin.ru
Темный зрительный зал. На белом холсте проекция немого кинофильма. 1914 год. Зрители, не отрываясь, смотрят на экран. Их завораживает сказочный пушкинский сюжет. Первая экранизация «Сказки о царевне и богатырях» имела достаточно большой успех.
В первой экранизации сказки Пушкина принимали участие знаменитые актеры немого кино. Кинокартину снял Чердынин П.. Сценарий киносказки полностью совпадает с авторским сюжетом произведения.
https://youtube.com/watch?v=uO-ybhLpYQU%3F
Читайте, слушайте, смотрите пушкинскую сказку каждое слово в ней – «кладезь» мудрости, доброты и света.(статья принадлежит сайту 1pushkin.ru)
Система образов-характеров. Образ лирического героя
Царевна
Следует обратить особое внимание на строки “хозяюшкой она в терему меж тем одна уберёт и приготовит” (влияние народного представления о женском идеале, в данном случае, между прочим, являющем собой особу царской семьи, и ласковое “хозяюшкой”). Показательны строки “вмиг по речи те спознали, что царевну принимали” или тот факт, что при описании царевны очень часто употребляется лексема “тихая”: “тихомолком расцветая”, “тихо молвила она”, “тихонько улеглась”, “дверь тихонько заперла”, “потихоньку прокусила”, “тиха, недвижна стала”, “тиха, свежа лежала”
Царевна скромная, доброжелательная, ласковая девушка, красивая, соблюдающая правила народного этикета “честь хозяям отдала…”), трудолюбивой (“все порядком убрала”), религиозной (“засветила Богу свечку”), верной своему жениху (“Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей”).
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди |
Перед нами уже не просто сказочная героиня, но художественно воплощённый пушкинский идеал.
В сказке присутствует авторский взгляд — отсутствующий в народной сказке (в ней отражается скорее оценка персонажа с точки зрения общенародной нравственности и морали), неоднократно выраженный в сказке Пушкина. “Злая” как постоянный эпитет к слову“мачеха”,“молодая” в применении к “невесте” вполне возможны в народной сказке, но вряд ли вы встретите там фразу типа “Чёрт ли сладит с бабой гневной” или “Вдруг она, моя душа, пошатнулась не дыша”. Авторская оценка — яркий признак сказок Пушкина.
Вывод
Сравнительная характеристика царевны и царицы показывает превосходство душевной красоты над внешней красотой. Молодая царевна добра, скромна, со всеми любезна и совсем не гордится своей красотой. А царица зла, коварна, груба, ревнива, завистлива, она считает себя первой красавицей. Увидев, что ей не удалось погубить свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобной тоски. Сказка учит тому, что нужно относиться к людям по-доброму, не ревновать и не завидовать, потому что злоба, ревность, чёрная зависть губят самого завистника.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова — героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Образ и характеристика Санчо Пансы — героя романа Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский…
Сравнительная характеристика Муромского и Берестова — героев повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
«Тёплый хлеб» — краткое содержание и пересказ рассказа К. Г. Паустовского
Анализ произведения «Слово о полку Игореве»
Анализ повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель»
Образ и характеристика Микулы Селяниновича — героя былины «Вольга и Микула Селянинович»
Сравнительная характеристика Олеси и Ивана Тимофеевича — героев повести А. И. Куприна «Олеся»