Краткое содержание
Пьеса оценивается, как «первая русская комедия» с обличающей сатирой, клеймящей всё ничтожество фамусовского общества. Отмечает убедительность главных персонажей, как будто «почерпнутых со дна действительной жизни».
Однако не всё безоблачно в оценке произведения. Учитывая, что основная тема в произведении – это конфликт поколений, старыми идеями и зарождающимися новыми, Белинский отмечает, что комедия после издания была одобрена большей частью молодой аудиторией читателей и имеет право более на сатиру, нежели на комедию.
В статье анализируются характеры главных героев и их взаимоотношения, в частности любовь, Чацкого к Софье, которая, по мнению автора, совершенно лишена какой – либо основы, так как эти два героя стоят на совершенно разных жизненных позициях и не воспринимают взаимные идеалы.
Белинский довольно резко осуждает автора за его попытку борьбы с окружающей жизнью. Его отношение к главному герою резко отрицательное, для него Чацкий не более, чем «крикун, фразёр, идеальный шут», образ его больше комический, а истинная причина его «горя» заключается не в его «уме», а в «умничаньи».
Введение
Благодаря «Горе от ума» жанр «комедия в стихах» окончательно сформировался в русской литературе. В этом жанре авторы работали и ранее, но в пьесе Грибоедова основные стилистические законы были дошлифованы, сюжет (хотя и базировался на мольеровском «Мизантропе») приобрел оригинальность и целиком адаптировался под русские реалии того времени, а гармоничность повествования и легкость слога способствовали тому, что пьеса в буквальном смысле разошлась на цитаты.
Имеющаяся в произведении сатира на высшие круги московского общества вызвала довольно бурную реакцию, причем не только среди рядовых читателей. Литературная критика также дала пьесе оценку. Одним из тех, кто остро отреагировал на комедию, был знаменитый специалист Виссарион Григорьевич Белинский.
Новый год в монтажке
Бюджет картины ее создатели не раскрывают. Журнал Variety писал, что он составил $16 млн (для сравнения: «Джон Уик» в 2014 году снимали за $20 млн). В Universal Pictures, которая проинвестировала фильм, на запрос Forbes не ответили.
Съемки проходили в октябре-декабре 2021 года, на них отвели в общей сложности 34 смены вместо комфортных 41, говорит Найшуллер. Сжатые сроки объяснялись небольшим бюджетом: «Закончить нужно было до Нового года, потому что у нас не было бы денег платить людям во время праздников, пока мы ничего не снимаем».
Создателям сыграли на руку размеры Виннипега. «Там все рядом, на машине 15 минут из края в край. Я буквально выходил, шел 150 метров, и вот тебе площадка. Это мечта», — описывает Найшуллер. В итоге фильм удалось снять на одну смену быстрее расчетных 34, а съемки обошлись на $300 000 дешевле изначального бюджета, говорит режиссер. Закрытые показы для первых фокус-групп в Лос-Анджелесе планировали на март 2021 года, поэтому с постпродакшеном тоже торопились. «Я даже Новый год встречал в монтажке с монтажером», — вспоминает Найшуллер.
Кадр из фильма «Никто»
Фильм был готов к сроку, но из-за разразившейся пандемии закрытые показы так и не состоялись. Создатели готовились к премьере фильма в августе 2021 года, но в итоге ее отложили на 2021 год. В конце 2021 года Universal наметил премьеру в США и России на 26 февраля. Но, поскольку кинотеатры в Лос-Анджелесе в феврале еще были закрыты, премьеру перенесли на конец марта.
Реклама на Forbes
Итоговыми датами премьер выбрали 18 марта в России и 26 марта — в Америке. «Российский офис Universal предложил выпустить у нас раньше, чтобы не идти в конкуренцию с фильмами «Майор Гром: Чумной Доктор», «Чернобыль», «Годзилла против Конга» и «Мортал Комбат». Плюс хотели начать прокат с России, потому что фильм русского режиссера, — объясняет Найшуллер. — До лета с премьерами решили не ждать, потому что это в целом самое конкурентное время, плюс на лето 2021 года много что перенеслось с пандемического 2020-го».
«Нечем привлечь зрителей»: как кинотеатры пытаются выжить во время кризиса за счет геймеров
За рекламу и маркетинг триллера отвечала Universal Pictures. По словам Найшуллера, в США «рекламная кампания была серьезная»: она включала показ трейлера и нанесение названия фильма на рингах спортивных мероприятий (в том числе боев UFC), а также билборды на Таймс-сквер и ранние показы для инфлюенсеров. Российская кампания включала «очень много работы с соцмедиа, диджиталом и пиаром», говорит режиссер. Директор по маркетингу Universal Pictures Russia Николай Борунков сказал, что фильм продвигали через все доступные каналы коммуникации, но детали и бюджет обсуждать отказался. По словам источника Forbes на кинорынке, обычно рекламный бюджет картин уровня «Никто» составляет 40–60 млн рублей, 50-60% из которых идет на телерекламу.
Половину дохода от проката «Никто» в России и США заберут кинотеатры, остальное оставят себе структуры Universal Pictures, утверждает Найшуллер. По словам режиссера, если сборы картины в 2,5 раза превысят ее бюджет, он получит процент от сборов. Свой гонорар как режиссера он не раскрывает, но утверждает, что на него пришлась большая доля в его совокупном годовом доходе в 2021 году.
А.А. Григорьев
Русский поэт и критик Аполлон Григорьев также благосклонно отозвался о поэме Грибоедова. Однако основным плюсом Григорьеву видится не художественная составляющая произведения, а тот факт, что автор обратился к столь дискуссионном у предмету, как нравы высшего общества. Не подвергая сомнению высокий уровень мастерства Грибоедова, критик отмечает, что с таким талантом автор вполне мог бы угождать светскому обществу и быть за это почитаем. Однако он направил свой талант на обличение пороков, не боясь ответной реакции. По мнению Григорьева, эта смелость является еще одним подтверждением таланта.
Илья Найшуллер
Илья Викторович Найшуллер. Родился 19 ноября 1983 года в Москве. Российский кинорежиссёр, актёр, продюсер, сценарист, певец. Солист инди-рок-группы Biting Elbows.
Илья Найшуллер родился 19 ноября 1983 года в Москве.
Имеет русские (по матери) и еврейские (по отцу) корни.
С 8-ми до 14-ти лет учился в Лондоне. После возвращения в Россию окончил Британскую международную школу в Ясеневе.
Учился в Институте телевидения и радиовещания, а позже в университете штата Нью-Йорк — однако ни одно, ни второе заведение не окончил.
В 2008 году основал российскую инди-рок-группу Biting Elbows, в которой стал фронтменом и гитаристом. В то же время в одном из интервью отмечал, что музыка для него всегда была развлечением, а не основным занятием.
В 2015 году снял по собственному сценарию и спродюсировал боевик «Хардкор» с Шарлто Копли, Хейли Беннетт, Данилой Козловским, Светланой Устиновой и Дарьей Чарушей. Фильм создавался три года: «Это фильм абсолютно не стандартный и не классический, этим оправдан долгий и тернистый путь его создания», — пояснял Илья.
По сюжету фильма «Хардкор», в воздушной лаборатории над Москвой проводятся военно-научные эксперименты по созданию людей-киборгов. Научный сотрудник Эстель собирает киборга Генри, который пробуждается в своей новой форме и единственное, что помнит из прошлой жизни — только их с Эстель любовь друг другу. Не успев собрать мозаику воспоминаний, Генри теряет девушку по воле слепого злодея, альбиноса Акана, который похищает Эстель с помощью телекинеза. Герой бежит по ее следам, встречая на пути таинственного незнакомца Джимми, который спасает Генри жизнь и передает ему ценную информацию, способную пролить свет на прошлое киборга и место, где находится Эстель.
По словам Ильи Найшуллера, он предпочитает снимать кино по своим сценариям: «Есть режиссеры-наемники, которые снимают чужой материал и получают удовольствие от жизни и деньги. Я по-любому деньги заработаю, но хочу делать это таким образом, чтобы чувствовать себя классно».
Снимается как актер.
Выступил как один из продюсеров сериалов «Я худею» и «Марафон желаний».
В 2020 году снял фильм «Никто», который рассказывает историю о ничем не примечательном семьянине Хатче Мэнселле, который решает отомстить преступникам, ворвавшимся в его дом. Главную роль в картине исполнил Боб Оденкерк, известный по сериалам «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Соулу». В фильме также снимались Кристофер Ллойд, Алексей Серебряков и Александр Паль.
В марте 2021 года фильм «Никто» возглавил кинопрокат в США. Это был первый случай в истории, когда картина российского режиссера вышла в лидеры в американском прокате.
Рост Ильи Найшуллера: 184 сантиметра.
Личная жизнь Ильи Найшуллера:
Жена — Дарья Борисовна Чаруша (в девичестве Симоненко; родилась 25 августа 1980), российская актриса, певица, композитор, режиссер, сценарист.
Они познакомились на съемочной площадке фильма Роланда Жоффе «Ты и я». Поженились летом 2010 года.
«Даша — больше чем муза. Даша — энергия», — говорил Илья о своей жене.
Относительно секрета их семейных отношений Найшуллер отмечал: «Надо уважать друг друга — это хорошее начало любых отношений. Нельзя думать, что ты разбираешься во всем и твое мнение должно превалировать. Это уважение, доверие и просто спокойное отношение
Важно, чтобы два человека могли находиться в одной квартире и не разговаривать целый день. Иногда бывает, что я даже не хочу общаться, а могу просто попросить сделать мне чай, потому что мне хочется почувствовать ее заботу»
Илья Найшуллер и Дарья Чаруша
Фильмография Ильи Найшуллера:
2009 — Захватчики — эпизод
2013 — Всё и сразу — оружейник
2014 — Стартап (Startup) — эпизод
2016 — Хардкор (Hardcore Henry) — Тимофей
Режиссерские работы Ильи Найшуллера:
2016 — Хардкор (Hardcore Henry)
2020 — Никто (Nobody)
Сценарии Ильи Найшуллера:
2016 — Хардкор (Hardcore Henry)
Продюсерские работы Ильи Найшуллера:
2016 — Хардкор (Hardcore Henry)
2018 — Я худею
2020 — Марафон желаний
последнее обновление информации: 31.03.2021
В.Г. Белинский
В своем критическом труде Белинский четко разграничил два аспекта пьесы: ее художественная составляющая и моральный образ главного героя.
Художественный замысел был оценен критиком высоко. По его мнению, сатира на русское высшее общество действительно удалась автору. Белинский отмечает, что произведение после своего издания вызвало негодование. Сам литературный критик видит в этом единственную причину: сатира попала точно в цель. Недовольство поэмой Грибоедова высказывают те, на кого направлена сатира, кого задели ироничные нотки, и задели совершенно справедливо — как полагает Белинский, общество есть за что порицать.
Однако недовольство у него вызывает другой вопрос, а именно — образ Чацкого. Герой, который должен считаться транслятором «верных» идей, сам является человеком эгоистичным и недалеким, уверен Белинский. Так, критик полагает, что горячая любовь к девушке вроде Софьи не делает Чацкому чести. При этом герой совершенно искренне остается в неведении относительно чувств своей возлюбленной — причем ее чувств и к нему, и к Молчалину, и к прочему окружению. Белинский уверен, что вся наблюдательность Чацкого, таким образом, сводится лишь к анализу пороков общества, но не направлена на самого себя.
Подробнее: Статья В.Г. Белинского о комедии «Горе от ума»: критика и оценка
Каким-то непостижимым образом «Никто» — не совсем огонь, и не то чтобы ураган.
К фильму уже не раз применили определение power fantasy и логичным образом сравнивают его с «Джоном Уиком». Сказка про то, как «простой» человек оказывается перед лицом непростых обстоятельств, вступает в эпическую схватку с врагом и побеждает во что бы то ни стало. Авторы вкладывают в джонуиковский сюжет еще один смысл. Его герой не просто «на пенсии», а «в завязке»; в глубине души он остается адреналиновым маньяком, которому достаточно самого смехотворного повода, чтобы устроить мясорубку.
«Никто» и правда близок с «Уиком», причем не только с первым, а с трилогией в целом. От поздних частей фильм заимствует повышенный градус абсурда, в котором вроде как не нужно заморачиваться на объяснениях тех или иных сюжетных ходов, потому что давно понятно, что все здесь происходит ради экшена и подчинено ему. Но в «Никто» градус абсурда повышается в рамках одного фильма, за пару часов. Сначала фильм серьезен: мы наблюдаем за унылой жизнью Хатча, которую Найшуллер искусно показывает пулеметным монтажом, проникаемся его проблемой, интересуемся его загадкой — кто же он такой? Но чем больше мы узнаем, тем менее серьезным становится все вокруг, и вместе с этим падает интерес к герою. Понятно, что с повышением градуса абсурда можно объяснять по минимуму, и любую мотивацию героя оправдать жанром максимально прямолинейного боевика, стилизацией под простой и яркий кинокомикс. Собственно, сцены «Никто» и его героев легко представить именно как очень выпуклый многосерийный комикс с карикатурными злодеями и примерно такими же героями, а фильм в целом — просто очередной его выпуск, где герой с загадочным (а также неоднозначным) прошлым бьет все морды на свете, чтобы защитить свою семью.
Предположим, что фильм и в этом следует правилам «Джона Уика», но вот главная проблема: чтобы быть таким прямолинейным, экшен должен быть близок к идеальному. Больно писать такое про новое кино от режиссера фильма «Хардкор», но стоит признать: кажется, перспектива от первого лица в том кино сделала очень многое. Например, позволяла малой кровью ставить сцены, от которых подскакивал адреналин; такие, когда человека в кадре хватают за нос пассатижами, а ты сам инстинктивно подносишь руку к лицу. Я ни в коем случае не говорю, что весь эффект достигался только благодаря виду от первого лица — то был и гениальный ум постановщика, помноженный на уместную именно там технику. Но в «Никто» — более «обычный» киноязык и перспектива, и любая драка становится куда менее эффектной, если ее постановщик не выпрыгивает из штанов каждую секунду — ведь кино именно про эти драки, и тут надо выложиться на полную. Но это просто хорошие, зрелищные драки, не такие эпичные и изобретательные, как бы более жизненные (Хатч иногда получает по лицу сам), но поданные при этом с невероятным джонуиковским пафосом и сатирическим налетом, когда поводом для убийства становится «браслет с котиками».
И это тоже больно писать, но многие «эффектные» тейкдауны в «Никто» выглядят просто натужно — хотя видно, что старались и изобретали — и подаются как цирковые номера в худшем смысле слова. Экшен здесь не летит, а выскакивает на сцену, делает несколько относительно зрелищных пируэтов, кланяется, уходит, затем выходит следующий… И да: насилие ради насилия. То, что казалось естественным и правильным в «Уике» (а также в «Хардкоре», или у Тарантино), здесь почему-то утомляет и раздражает. В промежутках между боевыми сценами нам невнятно объясняют, что к чему — и мы кое-как соглашаемся. Показательно, что ни одному персонажу, кроме Оденкёрка, в фильме не сочувствуешь — просто не осознаешь до конца, кто он и что он, и это не ощущается как нарочная недосказанность. То есть, приятно, что батю героя Оденкёрка играет Кристофер Ллойд — но это вся эмоция. Таких эмоций в фильме много, в этом плане «Никто» — хороший аттракцион.
Семейная и личная жизнь
В 1981 году Алексей Учитель расписался с Кирой Саксаганской, тогда ещё студенткой Московского автомобильно-дорожного института. Девушка проявила недюжие творческие и коммерческие таланты и в 1991 году стала продюсером (и сооснователем) киностудии мужа «Рок», а позже — и генеральным директором некоммерческого партнерства по содействию развития театра и кино «Новые проекты». Также, как и муж, членом Российской Академии кинематографических искусств.
За более чем тридцать лет брака у пары родилось двое сыновей, старший из которых, Андрей, пошёл по стопам матери и стал продюсером, а младший сын — Илья — продолжил режиссёрскую династию и уже успел представить на суд зрителя комедию «Огни большой деревни».
В 2021 году все СМИ сосредоточили своё внимание на романе Алексея Учителя с молодой актрисой Юлей Пересильд, которой режиссёр увлёкся ещё на съёмках «Пленного», и краткое увлечение, похоже, переросло в серьёзное чувство. Огонь в масло подливали и постоянные совместные снимки Алексея и Юлии, а также нередкие съёмки актрисы обнажённой в фильмах режиссёра
В 2021 году интервью изданию Marie Claire Пересильд подтвердила, что обе её дочери — восьмилетняя Аня и пятилетняя Маша — от режиссёра (что сам Алексей позже подтвердил в передаче Сергея Майорова «Однажды»), а спустя некоторое время Учитель, по сведениям некоторых СМИ, и сам переехал к Юлии, покинув жену. Тем не менее, пара так и не стала оформлять развод, продолжая состоять в тесных деловых отношениях. Планируют ли Алексей Учитель и Юлия Пересильд в перспективе заключение официального брака пока остается загадкой.
Боевик, которого нам давно не хватало
Найшуллер снял именно тот боевик, каким он должен быть по законам жанра. Без лишнего пафоса и крутизны всех подряд. То, за что многие полюбили жанр первоначально. Это чистый олдскул.
Бешеная динамика, которая хоть и не сразу появляется, не заставит заскучать никого. «Никто» — это энергичный фильм со своими посылами, позволяющий взглянуть на современный кинематограф под другим углом.
Нет, это не шедевр и, быть может, далеко не лучший боевик. Но это добротное кино, после которого не жалеешь о потраченном времени.
И теперь совершенно точно понятно, почему его полюбили не только в России, но и в США.
iPhones.ru
Добротный боевик, который стоит посмотреть каждому.
Рассказать
Артём Баусов
Главный по новостям, кликбейту и опечаткам. Люблю электротехнику и занимаюсь огненной магией.
Telegram: @TemaBausov
Очень богатая семья
Илья Найшуллер родился в Москве. Его отец Виктор Найшуллер в 80-х работал врачом скорой помощи, мать Татьяна Русакова — хирургом. В конце 80-х отец с головой ушел в бизнес. «Коммерсант» называл Найшуллера-старшего «бывшим олигархом»: по данным издания, он организовал торгово-закупочный кооператив «Балчуг», затем в 90-х заработал на перепродаже «Жигулей» не менее $20 млн. В 1997 году прокуратура Кировской области возбудила против него уголовное дело о мошенничестве, речь шла о хищении $4,5 млн, писал «Деловой Петербург». В 2000 году предпринимателя арестовали, а в 2001 году освободили под подписку о невыезде. Позже дело закрыли ввиду недоказанности вины.
Реклама на Forbes
Бизнес предпринимателя за время его вынужденного отсутствия растаял, но после освобождения он создал новый — клининговую компанию ОМС. Сейчас, по данным СПАРК, он владеет площадкой для продажи картин молодых художников «Ойли Ойл» и с нулевой выручкой. Другой совладелец «Три-инвест» — акционер IT-дистрибьютора Merlion Владислав Мангутов.
Найшуллер-младший вспоминает, что «моментами семья была очень богатой». В Лондоне, где Илья учился с восьми до 14 лет, его отцу принадлежал дом с бассейном. Подростком Илья переехал в Москву, где окончил школу с углубленным изучением английского и решил поступить на кинорежиссера во ВГИК.
Он заинтересовался кино еще в детстве. Первым бизнесом отца была перепродажа пиратских видеокассет, из-за чего дома у Найшуллеров всегда было много кассет. «Как-то раз за просмотром очередного фильма я спросил у мамы, кто все это делает, — вспоминает Илья. — Она объяснила, что есть операторы-постановщики, есть режиссер. Тогда я решил, что хочу создавать кино».
Во ВГИК из-за проблем с русским языком он так и не поступил, но со второй попытки прошел конкурс на телережиссера в Институт кино и телевидения (ГИТР). Студентом начал подрабатывать звукорежиссером и автором текстов песен в небольшой студии звукозаписи, а также ассистентом, переводчиком и «мальчиком с хлопушкой» на «Мосфильме». В середине 2000-х, на втором курсе, эти занятия стали интересовать его сильнее учебы в ГИТРе, и он бросил вуз.
Работа, по его словам, приносила мало денег, но и расходы были минимальными: «Я жил у отца, поэтому ни на жилье, ни на еду не тратился. Это было хорошо, но в то же время немного демотивировало — забирало некий страх перед провалом».
Как сельский учитель Дмитрий Давыдов за 11 дней снял фильм «Пугало» и стал звездой кинофестивалей
«Никто» пребывает где-то на грани между серьезным и несерьезным, абсурдным — но фильму это не идет.
Сначала нам пытаются объяснить все, как есть, и даже успевают заинтересовать, но в итоге неизменно приходят к тому, что «некогда объяснять, погнали». Душевные, казалось бы, сцены перемешиваются с лавиной экшена и неловкой драматургии, где нам словно мелкими горстями метают в глаза песок.
Стоит повторить, что по частям это очень правильное кино.Например, еще одно достижение Найшуллера: настоящий русский злодей в американском фильме, которого играет русский актер, и у него русские подельники, и там где надо играет «Бухгалтер», и никакой клюквы. А в других местах, где надо — не «Бухгалтер», а Нина Симоне. И Оденкёрк такой красивый, со шрамами, прикуривает в наручниках. И где еще увидишь «Дока» из «Назад в будущее», который палит из дробовиков по русской мафии? Режиссер в интервью говорил, что после фильма многие улыбаются — и я тоже улыбаюсь, вспоминая то один момент, то другой. Но эти моменты не складываются в один фильм, который залетает в сознание зрителя со скоростью звука, отвешивает ему звонкие пощечины, а затем уже что-то там объясняет, и ты к этому моменту покорно соглашаешься с чем угодно, потому что тебя к такому подготовили; так было в «Хардкоре».
Возможно, я слишком много ждал от Найшуллера после первого фильма, который с минимальными скидками можно назвать лучшим экшеном в истории нашего кино. Но во-первых, даже после «Никто» я сомневаюсь, что любой другой режиссер из России взял бы все это — идею Оденкёрка и его самого, создателей «Джона Уика», искусно подобранный, почти невозможный русско-американской каст — и сделал бы лучше. И во-вторых, я просто надеюсь, что дебют слишком сложно переплюнуть, и его лучшее кино еще впереди, а «Никто» — это еще один трамплин к нему.
Обычный мужик, который любит насилие
Хитч Мансел когда-то был «аудитором», человеком, который устраняет цели для некоей тайной организации. Однако из-за постоянных разъездов ему не хватало времени на личную жизнь, а ведь есть жена, дочь и сын. Поэтому Хитч принял решение уйти с подобной работы и заняться повседневной рутиной.
Правда, в один момент офисному клерку всё надоедает и он решает кататься по ночному городу в поисках «приключений». Другими словами, ищет то самое насилие, которого лишился много лет назад.
Главный плюс фильма в приближенности к реальности. Перед нами человек, которому уже явно за полтинник, он не супергерой и не мастер боевых искусств, но просто хороший боец. Так что в первой же драке он успевает хорошенько огрести от оппонентов. Хореография местами хромает, но это, наверное, и положительно играет на восприятии.
Сюжет то и дело бросается из драмы в экшн-боевик, местами заполняя пробелы юмором. Первые 20-25 минут могут показаться крайне скучными и обыденными, ведь ты ждёшь какого-то накала страстей, но так сделано намеренно, чтобы показать всю тяжесть и монотонность жизни Хитча.
Как только зритель перестаёт недоумевать от семейной драмы, сразу же врывается волна добротного экшна, как в олдскульных боевиках, с применением подручных средств.
Весь упор делается на смаковании насилия и кровищи, а также на неплохом чёрном юморе, который не призван кого-то оскорбить.
Главный злодей в исполнении Алексея Серебрякова, к слову, тоже получился довольно колоритным. С учётом того, что 90% каста американцы, русские персонажи выглядят реально русскими, и это, в том числе, заслуга их первоначальной национальности, лучше них никто не знает, как играть самих себя.
В итоге перед нами внушающий ужас, хоть и не очень хорошо прописанный, русский злодей. Причём настолько русский, что в фильме будет играть небезызвестная песня «Бухгалтер». Приятные отсылочки к прошлому.
Зверское насилие под отличную музыку
Среди достоинств фильма зрителю приглянутся как сама картинка, так и сопровождающие её саундтреки.
Каждая боевая сцена выглядит сочно и натурально, разве что ближе к концу картины боевик стремится к комиксовым «сейчас я один всех тут раскидаю», но это, по всей видимости, типичный стиль сценариста Уика. Хоть и смотрится последнее «мочилово» наигранным, оно держит высокий темп и не заставляет заскучать вообще ни на секунду.
Сопровождается это действо культовыми песнями, которые как нельзя кстати подчеркивают не наигранную крутизну происходящего на экране.
Хитч всем видом показывает, как он жаждет насилия. В некоторых местах даже чуть ли не прямо об этом говорит, просто скрещивая пальцы в надежде на очередную драку.
Да и без высмеивания самого жанра «боевик» тут не обошлось. Герой постоянно пытается рассказать поверженным врагам о своих боевых заслугах, но только те не успевают его дослушать и умирают.
Каждая экшн-сцена отличается от предыдущей и пытается выдать нечто уникальное, за что сразу же цепляется глаз. Это выглядит стильно и эффектно одновременно. И после середины повествования вообще забываешь о ходе времени. Все полтора часа по итогу пролетают на одном дыхании.
«Никто» как Сочи в пандемию
В России в премьерный уик-энд 18–21 марта картина собрала около 92 млн рублей, в следующие два уик-энда — 41,5 млн и 30 млн рублей соответственно. Сборы за период с 18 марта составили 221,6 млн рублей. Николай Борунков считает российские показатели бокс-офиса «крайне успешными» по сравнению с другими боевиками. Картина уже обогнала многие жанровые аналоги: например, фильмы «Джек Ричер», «Заложница» и «Хардкор», перечисляет Борунков. «На третьем уик-энде у нее беспрецедентно маленькое падение — всего 28%», — добавляет он.
В США фильм показал себя еще более успешно, собрав $6,8 млн в первый уик-энд и $12 млн всего (по данным на 5 апреля). С 26 по 30 марта он лидировал в кинопрокате США, сейчас держит за собой вторую строчку (на первой — «Годзилла против Конга»).
Реклама на Forbes
Опрошенные Forbes эксперты выделяют несколько причин успешных кассовых сборов «Никто». Прежде всего это выход в удачный «безрыбный» период, когда большие мировые премьеры отложились на лето. «Бокс-офис в Америке уже год как спящая красавица: там нет никакого проката, все большие фильмы сдвинулись. И любой динамичный, яркий, сделанный творческими людьми зрелищный фильм, который еще и оказывается на больших экранах, зритель воспринимает как подарок и огромную радость, — рассуждает кинокритик Антон Долин. — Если сравнить черноморский курорт с курортом на Лазурном Берегу, очевидно, что Сочи будут проигрывать. Но если ты год не видел никакого моря и оказался в Сочи, то, безусловно, будешь очень счастлив».
С Долиным согласна президент сети кинотеатров КАРО Ольга Зинякова: «Фильм стал единственной новинкой уик-энда в США с 25 по 28 марта». По ее мнению, на американском рынке фильму помогло и то, что его изначально продвигали как «собрата «Джона Уика».
Создатели «Никто» «дали зрителям такое кино, которое они любят», говорит Екатерина Кононенко — юмор, экшен и легкую историю. Фильму пошла на пользу ностальгия американцев по боевикам, которых в последние годы в прокате не так много, вторит ей генеральный продюсер студии Bosfor Pictures Иван Яковенко: «В прокате шло семейное кино, а зритель соскучился по экшену и жанру боевиков». «Никто» — очень правильный фильм для этого момента, говорит Тимур Бекмамбетов: «Он по-хорошему киноманский, и в кинотеатры в Америке на него пошла ядерная группа любителей кино».
«Ядерный удар по кинотеатрам»: Warner Bros. будет выпускать все свои блокбастеры 2021-го одновременно онлайн и в кино
В России, по мнению Долина, на руку фильму сыграла сама личность Найшуллера как «русского режиссера, победившего Голливуд». «В Америке к фильму относятся как к боевику с хорошим сериальным артистом в главной роли. А у нас — как к победе русского человека над Голливудом. У нас идут на фильм Найшуллера, а там идут на фильм с Бобом Оденкерком», — объясняет он.
В России фильм не выбивался в лидеры сборов, потому что «российский зритель не смог распознать жанр», считает Иван Яковенко. Кроме того, на спрос повлияло возрастное ограничение. Рейтинг 18+ ограничивает доступ к активной «киноходящей» аудитории», потому что в кинотеатры в основном вернулись зрители семейного контента, констатирует Борунков.
Реклама на Forbes
Антон Долин считает, что $21 млн мировых сборов — «не гигантский, но нормальный успех качественного коммерческого фильма»: «Если бы этот фильм снял другой режиссер и это был бы не фильм «Никто», а фильм «Джон Уик 4», то никто не счел бы его лидерство в бокс-офисе феноменальным. Но так вышло, что режиссер — человек из России, нам всем это очень приятно, и мы хотим это анализировать».
Найшуллер уверяет, что и до выхода фильма знал, что «по сборам все будет хорошо». «Несмотря на ограничение 18+, это очень светлое и улыбчивое кино. Я понимал, что людям сейчас хочется чего-то такого светлого», — говорит он и признается, что главным для него было опередить по сборам свой же «Хардкор» и получить похвалу от отца. «Обе планки я преодолел, — доволен Найшуллер. — На старте моей карьеры папа думал, что я занимаюсь фигней, а сейчас он мной гордится. Когда «Никто» в Америке стал номером один, он сказал, что на день рождения столько поздравлений не получал. Это приятно, потому что, снимая «Никто», я представлял папу как зрителя».
Три хардкорных года
Изначально создатели «Хардкора» рассчитывали уложиться в $2 млн, но в итоге на съемки ушло больше — около 150 млн рублей, говорит Найшуллер. Примерно половину суммы вложил Бекмамбетов, остальное — российские частные инвесторы, которых привлек Найшуллер (их имена он называть отказался). По словам Кононенко, бюджет разросся еще и потому, что в разгар съемок случился валютный кризис 2014 года.
Чтобы не ограничивать географию проката, фильм снимали сразу на английском языке. Героя-злодея играл Данила Козловский, в эпизодах мелькали Сергей Шнуров, Кирилл Серебренников и Тим Рот. Главный герой с камерой на голове за весь фильм не говорит ни слова, но вокруг него происходят драки, погони, взрывы.
Права на международный прокат «Хардкора» выкупила за $10 млн американская компания STX Entertainment, за российский прокат отвечала Bazelevs Тимура Бекмамбетова. По данным Box Office Mojo, в апреле 2016-го «Хардкор» вышел более чем в 30 странах и за несколько месяцев собрал в мировом прокате более $14,3 млн, большая часть которых пришлась на США.
Илья Найшуллер во время съемок фильма «Хардкор»·PR-компания Bazelevz·ИТАР-ТАСС
Как и клип Bad Motherfucker, «Хардкор» «больше зашел западной аудитории», считает Кононенко: «В России не было такого отклика вообще, здесь как-то не считывали». «В Голливуде все были в настоящем шоке от «Хардкора» — прежде всего, от его качества, — вторит ей Бекмамбетов. — Думали, что в производстве он стоил очень дорого, но мы сняли его довольно бюджетно и продали с большой для себя прибылью».
Гонорар Найшуллера как режиссера, с его собственных слов, составил $100 000. Половину этой суммы он по своей инициативе вложил обратно, чтобы переснять одну из сцен. Он утверждает, что также получил долю прибыли от продажи картины STX Entertainment (помимо гонорара), но конкретный процент или сумму не раскрывает.
«Горячий пирожок» для Голливуда
В 2008 году Найшуллер параллельно с работой вместе с приятелем Ильей Кондратьевым создал рок-группу Biting Elbows, а в 2010-м стал снимать клипы на ее песни. Первым же роликом на песню Dope Friend Massacre поделился в «Живом журнале» Алексей Навальный
Клип, по словам Найшуллера, набрал на YouTube несколько десятков тысяч просмотров (сейчас — 693 000) и привлек к группе внимание СМИ. «Адреналин переполняет кадр, колонки рвутся от пробританского бита», — писал о нем «Коммерсант»
Такие клипы обходились Найшуллеру в среднем в $4500 по курсу на начало 2010-х. Часть он вкладывал самостоятельно, часть занимал у отца.
Благодаря учебе в ГИТРе Найшуллер познакомился с продюсером Екатериной Кононенко (фильмы «Любит не любит», «Я худею» и «Марафон желаний»). В 2013 году он снял вместе с ней короткий клип-боевик на свою песню Bad Motherfucker. Действие в нем происходит от первого лица, как в компьютерной игре: на главном герое, который отбивается от врагов в офисе и на улице, закрепили камеру GoPro. Съемки обошлись в 1,2 млн рублей; по словам Найшуллера, клип спонсировал австрийский производитель водки Neft.
Экшен-ролик с бесконечными драками и перестрелками за десять дней набрал на YouTube более 10 млн просмотров (сейчас — более 45 млн) и стал для Найшуллера «золотым билетом» в мир кино. «Этот клип заметили полмира голливудских звезд, — рассказывает Екатерина Кононенко. — Нам писали, что это суперкруто, все: начиная с режиссера Даррена Аронофски и заканчивая актером Сэмюэлем Л. Джексоном. В тот момент Илья был как «горячий пирожок» для Голливуда».
Среди тех, кто обратил внимание на клип, оказался и продюсер Тимур Бекмамбетов. «Я посмотрел на YouTube его клип, через пять минут послал ему сообщение в Facebook, а через день мы договорились вместе делать фильм
Это все заняло сутки», — вспоминает он. Через неделю Найшуллер и Кононенко уже вели переговоры с Бекмамбетовым в Лос-Анджелесе, по итогам которых договорились снять экшн-фильм «Хардкор» — «наподобие клипа, но длиннее», рассказывает Кононенко.
Бремя первых. Как Тимур Бекмамбетов стал самым коммерчески успешным продюсером
Сын Учителя Алексея – Илья
Сын Учителя Алексея – Илья родился в суровые 90-е годы. Мальчик буквально с пелёнок находился с отцом, впитывая, как губка, всё режиссёрское мастерство. В школьные годы он особого усердия не проявлял. С удовольствием юноша ездил с отцом во все его командировки. В старших классах парень решил стать актёром. Алексей своему отпрыску не советовал выбирать артистическую сферу, но молодой человек проявил настойчивость. Он поступил в один из московских театральных университетов, который окончил с красным дипломом.
Сейчас Илья – молодой режиссёр, который уже заявил о себе. Он снял фильм, после которого о нём заговорили критики. В настоящее время он встречается с девушкой, но кто это – парень предпочитает молчать.
Идея «Никто» изначально принадлежит Бобу Оденкёрку и родилась из реального случая.
К нему в дом тоже однажды вломился вор, и актер вынужден был запереть его в подвале до приезда полиции, — а один из полицейских тоже отпустил реплику в духе «я бы с ним разобрался по-мужски». Тогда Оденкерк подумал: а что если герой мог и хотел дать отпор, но по каким-то причинам не имел возможности этого сделать? Он предложил идею знакомому продюсеру, спустя время к сценарию привлекли Дерека Колстада («Джон Уик»), а затем нашли и режиссера — им стал Илья Найшуллер.
«Никто» — дико привлекательное кино. Любая его деталь способна купить с потрохами. Многие были перечислены выше. Второй фильм режиссера «Хардкора». От сценариста «Джона Уика» (кстати, это не всегда плюс, но об этом позже). При участии Джона Литча — второй режиссера «Уика», тот самый, которого нет в титрах. Оденкёрк против Серебрякова. С Кристофером Ллойдом. С Сашей Палем. С RZA, в конце-концов. Под хороший, со вкусом подобранный саундтрек. Ураган, огонь, не фильм, а мечта.