Лицепреступление, полиция мыслей и телекран
В «1984» автор Оруэлл Джордж показывает, насколько идеология проникает в личную жизнь человека. Контроль над всеми сферами производится не только на рабочем месте, в столовой, магазине или уличном мероприятии. Партия следит и за обеденным столом в кругу родных, и днем, и ночью.
Осуществляется это с помощью так называемого телекрана — устройства, похожего на телевизор, помещенного на улицах и в домах членов партий. Его предназначение двойное. Во-первых, круглые сутки вещать лживые новости о победах Океании в войне, о том, насколько лучше стало жить в государстве, прославлять партию. А во-вторых, быть камерой слежения за личною жизнью человека. Телекран можно было выключать всего на полчаса в сутки, но это не давало гарантии того, что он не продолжает следить за всеми действиями гражданина.
Контроль соблюдения «норм» жизни в обществе осуществляла полиция мыслей. Она была обязана в случае непослушания тут же схватить мыслепреступника и сделать все возможное для того, чтобы человек осознал свою неправоту. Для более полного понимая: даже неугодное Старшему Брату выражение лица у человека — разновидность мыслепреступления, лицепреступление.
О чем книга?
В центре повествования – один из возможных вариантов развития нашего мира. После многочисленных кровопролитных революций и жестоких войн вся территория планеты была разделена на три сектора – так образовались сверхдержавы, находящиеся в состоянии бесконечной конфронтации друг с другом. Подобный конфликт поддерживается искусственно всеми тремя сторонами, чтобы тем самым отвлечь население от неизбежных социальных проблем. Кроме того, такой стратегический ход позволяет держать под полным контролем большое количество людей, в чем крайне заинтересованы правительства всех трех сверхдержав.
В одной из этих авторитарных империй живет обычный, ничем не примечательный мужчина – сотрудник Министерства Правды, работа которого заключается в уничтожении и переписывании прошлых событий под стандарты пропаганды действующей власти. Также в его обязанности входит распространение ценностей существующего строя. Являясь невольным наблюдателем и соучастником перекраивания правды в угоду правящей элиты, герой начинает задумываться над своей жизнью и своей ролью в том процессе, что происходит вокруг него. Терзаемый сомнениями, он заводит личный дневник, что в его стране категорически запрещено, и начинает на его страницах изливать собственные мысли, чувства, переживания. С этого незначительного, на первый взгляд, шага и начинается протест героя.
Прекрасно зная, что в правящей системе любое проявление индивидуальности всячески преследуется, мужчина тщательно скрывает свое новое увлечение. Однако что-то утаить от всевидящего ока Большого Брата – верховного правителя страны – сделать практически невозможно. Все дома в Океании построены и оборудованы таким образом, чтобы каждый шаг ее жителей тщательно фиксировался соответствующей службой. От вездесущей полиции крайне сложно не только свои действия, но даже мысли.
Но однажды жизнь героя меняется, когда судьба дарит ему знакомство с очаровательной Джулией – очень красивой, яркой и раскрепощенной девушкой с твердым стержнем внутри. Молодые люди влюбляются, что делать в Океании строго запрещено, и начинают встречаться в районе обитания низшей касты рабочих. В этом месте контроль за жителями страны не столь рьяный, и этим решают воспользоваться влюбленные. Предаваясь любви, они мечтают о свободе, зажигаются светлыми идеями революции.
Герои знакомятся с лидером сопротивления, который тайно дает им запрещенную книгу с идеями массового переворота. За чтением этой книги их застает полиция: надежный, казалось бы, человек оказывается тайным агентом и хладнокровно подставляет влюбленных. Пройдя немыслимые страдания в камере пыток, они опускают руки и отрекаются друг от друга. В финале произведения герои, над сознанием которых была проведена серьезная работа, искренне восхищаются справедливостью действующей власти и не сомневаются, что все в стране прекрасно.
Джулия
Джулии всего 26 лет. Она трудится в литературном отделе на машине, которая сочиняет романы. Для встреч с девушкой Смит снимает комнату без телеэкрана над лавкой старьевщика. Во время одного из таких свиданий они видят крысу, которая показывается из норы. Джулия не придает этому никакого значения, а вот Уинстон признается, что считает, что на свете нет ничего страшнее.
С каждым днем Джулия поражает его все больше. Однажды, когда он начинает говорить о войне с Евразией, та заявляет, что считает никакой войны нет вовсе. А ракеты на Лондон может сбрасывать само правительство, чтобы держать людей в постоянном страхе.
В это время между Смитом и О’Брайеном происходит судьбоносный разговор. Они договариваются о встрече. Вечером того же дня Уинстон вспоминает свое бедное детство. Он не помнит, как пропал его отец, еды было совсем мало. А с ним кроме матери жила еще младшая сестра. Однажды он отобрал у девочки ее порцию шоколада и убежал из дома. А когда вернулся, уже не застал своих родных. Его забрали в лагерь для беспризорных, где он и воспитывался.
Концовка
Финал романа «1984» оказывается печальным, но весьма прогнозируемым. Оказавшись под арестом, главные герои подвергаются чудовищным пыткам, в ходе которых их личности стираются, словно ластиком. После перенесенных страданий Уинстон соглашается с О’Брайеном, что видит пять пальцев, хотя тот показывает ему четыре. Он готов говорить неправду, но инквизитору этого оказывается мало. Он тычет в лицо Уинстону клетку с голодными крысами, которых тот боится до дрожи. Подобная пытка окончательно ломает внутреннее сопротивление узника, который умоляет спасти его и отдать на растерзание крысам Джулию. Девушка также ломается под чудовищными пытками. Так борцы за справедливость, которые еще вчера были готовы умереть друг за друга, разочаровываются в своих прежних идеалах. После перенесенных страданий они уже не в состоянии даже думать о каком-либо протесте, и добровольно соглашаются следовать всем правилам и наставлениям Большого Брата. Столь сокрушительное поражение личности автор еще больше подчеркивает очередной громкой «победой» Океании в борьбе против Евразии. Отныне Уинстон становится одним из тысяч тех, кто искренне любит Большого Брата и верит в его справедливость.
Основная идея
Смысл романа «1984» представляет собой предупреждение писателя всему человечеству о том, какая судьба его ждёт, если народ будет позволять своим правительствам вырождаться в бесчеловечные диктатуры. Оруэлл раскрыл все уловки пропагандистов в рамках таких режимов и развенчал их. Их увлечение историей объясняется желанием переписать ее, их воинственность — это жажда власти, их призывы к подвигу — манипуляция народным сознанием. Ханжеское отношение к любви, дружбе и другим искренним чувствам вытесняет из личности индивидуальность.
В своём произведении Оруэлл выразил свой взгляд на власть, революцию и роль народных масс в историческом процессе. Осудил тоталитаризм, милитаризм и террор, как средства управления людьми. Такова главная мысль романа «1984».
Двоемыслие
Свобода – это рабство! Мир – это война! Джастин Бибер – талантливый певец! (вычеркнуто цензурой).
Сейчас, как никогда, двоемыслие «1984» в цене. Назовите белое чёрным, вложите денег в интернет-продвижение этого тезиса, и через месяц такими же «цветовыми» категориями начнут мыслить миллионы.
Возьмите любую бездарность или никчёмность, создайте флёр «уникальности», кристаллизованных правды/таланта/нужности вокруг этой личности, сделайте из неё/него проект, и вуаля – бездарность легко становится «поиском пути», лицемерие превращается «необходимый камуфляж для борьбы», а высказанные глупости приобретают милую окраску «альтернативного взгляда». Даже если речь о стрелке осциллографа.
Смысл книги
В своем произведении Джордж Оруэлл изображает противостояние личности и системы, в котором личность изначально обречена. Смысл книги заключается в том, чтобы продемонстрировать, к каким ужасающим последствиям может привести авторитарная власть, цель которой является уничтожение всех самых прекрасных достижений человеческой цивилизации: искусства, литературы, любви, милосердия, демократических ценностей. Безусловно, в «1984» автор намеренно доводит до абсурда проявление диктаторского режима, но тем самым он демонстрирует все его нелепость и чудовищность. Он прогнозирует один из вариантов развития будущего в обществе, в котором царит стремление к авторитаризму. Замысел любой антиутопии заключается в том, чтобы при помощи сгущения красок заставить читателя задуматься над тем, что может произойти в случае бездействия и попустительства произвола.
Во второй половине ХХ столетия на Земле было сформировано немалое количество всевозможных прототипов Океании. Но наиболее ярким образчиком тоталитарного режима, господствовавшего в выдуманной стране из «1984», был СССР, о котором писатель весьма резко отзывался. Он неоднократно критиковал в прессе авторитарный строй страны, в которой репрессии были обычным делом, где люди были бесправны и абсолютно беспомощны, где существовала жесточайшая цензура, и о свободе слова можно было только мечтать. Многие критики считали, что произведение Оруэлла является своеобразной карикатурой Советского Союза.
Как Оруэлл придумал название «1984»?
Писатель принялся за работу над романом в 1948 году, выбрав для него весьма лаконичное название, лишь поменяв порядок двух чисел в текущем году. Оруэлл творил в непростой период, когда мир только-только пережил все ужасы Второй мировой войны, развязанной фашистской Германией. Но не меньше нацистского режима пугала общественность и идеология Советского Союза, в котором царил тоталитарный режим. Мир оказался под угрозой Третьей Мировой войны, поскольку антигуманистическая диктатура СССР никого ни в чем не уступала идеологи поверженной Германии. Во всем мире велись ожесточенные дискуссии о правомерности существовании каких-либо авторитарных режимов, обсуждались возможные пути решения этой общемировой проблемы.
Оруэлл, видя, к каким страшным последствиям привело противостояние двух сильных диктаторских режимов, и каким бесправными были люди внутри этих режимов, на всю жизнь стал убежденным противником тирании в любых ее проявлениях. Он очень боялся, в недалеком обозримом будущем ничем и никем не контролируемая власть деспотов полностью уничтожит все возможные свободы и права человека. Переживания за судьбу человечества вылились в антиутопический роман «1984», в котором писатель описал все мрачные стороны беспощадного тоталитаризма.
Темы
- Любовь – Оруэлл показывает нам, что в безумном и жестоком мире, где царят насилие и террор, только любовь может стать настоящим утешением для человека. Именно после того, как человек предаёт свою любовь, отрекается от своих чувств, он по-настоящему умирает, превращаясь в часть безликой серой массы.
- Быть и нравы нового государства – на примере Океании Оруэлл демонстрирует нам гиперболизированное тоталитарное государство. Нам демонстрируют жизнь пролов – большую часть населения страны и членов внешней партии – чиновников низшего ранга, служащих винтиками государственной машины. Пролы прозябают в ужасающей нищете, занимаются самым тяжёлым и неблагодарным трудом и миллионами гибнут в постоянных войнах. В таких условиях они непрерывно деградируют, предаваясь пьянству и разврату, чему правительство только способствует, ведь невежественный народ не надо даже к чему-то принуждать, он и так, не задумываясь, исполнят все приказы своих лидеров. Лишь немногим лучше живётся членам внешней партии, они не знают такой же острой нужды, как пролы, но зато подвергаются постоянному идеологическому давлению и рискуют в любой момент столкнуться со спецслужбами, готовыми карать даже за неправильный ход мысли. Таким образом, Оруэлл показывает тоталитарное общество, как стадо животных, которым управляют с помощью страха и насилия невидимые пастухи.
- Власть и оппозиция – на протяжении всего романа «1984» герой верит существование оппозиции, которая противостоит внутренней партии и Большому Брату. Однако автор повергает и своего героя, и читателя в пучины отчаяния, показывая, что государство настолько коварно и вездесуще, что само притворятся оппозицией самому себе ради того, чтобы окончательно раздавить любое сопротивление.
- Власть и народ – отношения между государством Океанией и собственным народом строго антагонистические. Власть видит в пролах лишь расходный материал, членов внешней партии учат презирать простых людей. А сами пролы настолько забиты и подавлены бедностью и невежеством, что за ними даже не нужно особого контроля, ведь они просто не способны осознать, кто на самом деле является источником их страдания, веря в рассказы о многочисленных врагах и предателях.
Краткая характеристика главных героев
В любом литературном произведении всё внимание обращено на созданные автором образы персонажей, которые посредством своих действий и мировоззрений формируют основную и ключевую нить идей, служат объяснением для дальнейшего сюжета. Проблематика внутреннего, личностного столкновения идей и мыслей персонажей романа «1984» сформировали общую концепцию образов идеологий мира Оруэлла.
К основным главным героям относятся:
- Уинстон Смит.
- Джулия.
- О’Брайан.
Уинстон Смит
Главный герой романа. Через призму его взглядов, идей, конфликта личности и содержания всего литературного облика строится восприятие всего произведения. Уинстон составляет одну из многочисленных «гаек» общественной жизни. Он работает в Министерстве правды, где в его обязанности входит ежедневно следить и корректировать события истории, чтобы они подходили под уклад общественного устройства.
Эта работа в основном состоит лишь в необходимости удалять людей из базы, будто бы их никогда не существовало, «создавать» новые личности, внося необходимую государству информацию о них.
Многие вещи Смит воспринимал как должное, подстраиваясь под необходимость соответствия системе, но впоследствии производимые им действия начинают подвергать его сомнениям и дают больше вопросов, чем ответов.
Уинстон, несмотря на то что видит свою деятельность в творческом ключе, начинает понимать, что идеология его государства весьма сомнительна. В связи с этим он ведет дневник, где записывает своим мысли, иногда сбивчиво, иногда осознанно.
Образ Джулии
Женский персонаж в романе Оруэлла «1984» содержит в себе множество противоречий. Описание её образа сравнимо с «двоемыслием» Уинстона, которое смогло объединить их и позволить провести счастливые часы вместе. Любовь в их государстве отвергалась, рождённые дети могли донести на своих же родителей, если заподозрят их в предательстве государству.
Встреча Джулии и Уинстона доказала им обоим, что внутри них остался проблеск человеческих чувств. Они начали тайно встречаться, влюбились друг в друга и при любой возможности старались проводить время вместе. Джулия, как и многие, была маленьким элементом системы «Большого брата», правителя и вдохновителя всего государства.
Девушка работала в литературном отделе, где в её обязанности входило корректировать автоматизированную машину, выпускающие романы. Весь процесс создания любого произведения полностью идентичен, поэтому Джулии оставалось лишь правильно управлять этим механизмом.
Джулия, как и Уинстон Смит, понимает ограниченность и лживость того мира, в котором они живут. Где людям запрещается чувствовать, поступать, как им хочется, и даже мыслить иначе, чем позволяет государство. «Двоемыслие» начинает затрагивать и жизнь девушки, которая в дальнейшем развитии сюжета колоссально меняется.
Они были истерзаны пыткам и допросу. Джулия в результате всех пережитых ей мучений рассказала все, что знала об Уинстоне. После всего пережитого девушка вновь возвращается к своей прежней жизни, забывает об Уинстоне и навсегда становится прочной «деталью» безжалостной системы.
Личность О’Брайена
Этот персонаж является самым неоднозначным и интересным героем всего произведения. Сначала, Уинстон хотел пообщаться с О’Брайеном, поскольку тот показался Смиту его соратником в борьбе с государственной системой. Уинстон увидел в нём надежду на то самое «двоемыслие», к которому сам с недавних пор повествования пришёл.
Впоследствии О’Брайен становится одновременно и спасителем, и губителем души Уинстона. Как только они познакомились, Смит был уверен, что встретил политического «заговорщика», который сможет помочь ему в личном освобождении. Так первое время и было.
Именно О’Брайан помог в организации тайных встреч Джулии и Уинстона. При разговоре с ними О’Брайан понял, что они готовы на всё, не исключая убийства других и предательство устоявшемуся государственному устройству.
Именно он заставляет испытывать героев страшные муки и подвергает их суровому наказанию ради блага «Большого брата».
Отношения между Джулией и Смитом
Отношения между Джулией и Смитом развиваются. Девушка хочет встречаться до самого конца, но герой ее предостерегает, что если их раскроют, то могут подвергнуть пыткам.
Они вдвоем приходят к О’Брайену и признаются, что являются врагами Партии. Тот в ответ подтверждает, что организация Братство, которая выступает против Партии, существует. Он обещает скоро принести Уинстону книгу, которую написал Голдстейн.
В это время в геополитических отношениях происходят очередные перемены. Правительство объявляет, что никогда не воевало с Евразией, она их союзник, а вечный противник — Остазия. Следующие пять дней Уинстон работает над исправлением прошлого.
В эти же дни у него оказывается книга Голдстейна. Она называется «Теория и практика олигархического коллективизма». Он читает ее вместе с Джулией в комнате над лавкой старьевщика. В этот момент их раскрывают, неизвестные люди уносят Джулию. Выясняется, что в комнате был спрятан телеэкран. Старьевщик оказывается полицейским, который работал под прикрытием.
Финал романа
В финале романа Смит проводит время в кафе под названием «Под каштаном». Он осмысливает все, что с ним произошло за последнее время.
Уже после заключения и пыток в Министерстве любви он встретил Джулию. Смит отмечает, что она сильно изменилась. Ее лицо стало землистого оттенка, а на лбу появился шрам. А когда он обнял ее, она показался ему каменной, будто труп. Оба признались, что предали друг друга под пытками.
В это время в кафе раздаются торжественные фанфары. Объявляют, что Океания выиграла войну у Евразии. Уинстон признается, что тоже одержал победу над собой и победил Большого Брата.
Жанр и направление
«1984» был создан в рамках литературного направления модернизма, когда писатели стремились отойти от традиционной структуры литературного произведения и привычных образов.
Жанр этого произведения можно определить, как роман-антиутопия. Повествование охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число действующих лиц, сюжет разворачивается на фоне масштабных и значимых событий. Произведение «1984» рассказывает о гипотетическом будущем человечества. Повествование имеет мрачный и депрессивный тон. В основе основного конфликта лежит противостояние человека и тоталитарной системы.
О чем книга «1984»
То,о чем книга «1984» становится понятно, приглядевшись к миру, в котором существуют герои. Оруэлл считал свою книгу пророческой и, к сожалению, он частично оказался прав. В какой-то мере, в мире происходит ограничение свободы и прав человека. За каждым человеком может установиться наблюдение, которое вторгнется, в том числе, и в его личную жизнь.
Правда и новости, которые преподносятся людям, во многом искажаются. Автор рисует перед читателями один из возможных вариантов развития политики и мира. Этот вариант потрясает и ужасает, сложно представить, что случится с миром через несколько лет.
1984-й год, конечно, давно миновал, но произведение остается актуальным и по сей день. Многие вопросы и проблемы, поднятые в книге, до сих пор остаются. Может ли человек добиться свободы, если его мораль противоречит государству? Может ли человек бороться с системой?
Сюжет романа замысловат, он показывает налаженную систему, в которой каждый из людей является ее невольным заложником. Люди не имеют права на чувства и отношения, они обречены поступать лишь так, как велит им Большой Брат. Большой брат воплощает собой правительство и власть, в книге часто упоминается, что он заботится и следит за своими подчиненными. Что уж говорить, Большой брат действительно следит за всеми и от него не скрыться. Люди боятся его, так как он может сломить любого.
Уинстон влюбляется в Джулию и пытается строить с ней отношения. Герои мечтают обмануть Большого Брата, и зажить счастливой жизнью вместе. К сожалению, каждый из них, в глубине души понимает, что счастье и открытость отношений – это нечто невозможное. Скорее всего, героям, в лучшем случае, придется скрываться и прятать свои чувства до конца жизни.
Читатель переживает волнение и чувства героев, которые кажутся такими сильными, что могут изменить систему, могут позволить героям вдохнуть свежего воздуха. Однако, все оказывается не так радужно, как представлялось главным героям. На одном из свиданий полиция их застает врасплох. Героев скручивают и отправляют в Министерство Любви.
Интересно, но именно в Министерстве Любви героев заставляют отречься от своей любви. Героев жестоко пытают, под пытками Уинстон ужасается сам себе. Он предает свои чувства и отрекается от любви Джулии. Когда герою угрожают пыткой крысами, он сдается. Уинстон настолько бессилен, что готов отречься от чего угодно. И самое страшное, он думает о том, что хотел бы, чтоб пытали только не его. Он представляет себе, что было бы хорошо, если б на его месте оказалась Джулия. И это есть самое настоящее предательство, на которое его вынудила система.
Художественный мир Оруэлла
Геополитическая система. Сюжет романа развивается в вымышленной стране под названием Океания. На международной арене она имеет весьма сильные позиции, однако и у нее есть две соперницы – Остазия и Евразия. Попеременно заключая то с одной, то с другой сверхдержавой союзы, Океания обеспечивает перманентное состояние внешней угрозы, которым оправдывает бедность, дефицит продуктов, социальные проблемы, необходимость тотальной слежки. Большой Брат (в некоторых изданиях – Старший Брат) – верховный правитель Океании, чей культ личности чрезвычайно развит в государстве. Он имеет неограниченную власть и почитается жителями, как бог в языческие времена. Повсюду развешаны его огромные портреты, висят транспаранты с его «мудрыми» и единственно «правильными» изречениями и лозунгами. Чтобы у людей не возникало никаких вопросов касательно правомерности подобной идеологи, было создано специальное министерство, в котором сотрудники переписывали историю на нужный манер, вбивая в головы местных жителей только ту «правду», что была выгодна действующей власти. Ангсоц – правящая партия, оказавшаяся у власти благодаря целенаправленным действиям Большого Брата и Эммануэля Голдстейна. Чтобы полностью подчинить себе сознание масс, эта партия использует тотальный психологический контроль над всеми без исключения гражданами
При этом наибольшее внимание уделяется их мыслительной деятельности. Чтобы поработить себе сознание людей, чиновники бесконечно переписывают историю, вплоть до вчерашних газет
Оппозиционер Голдстейн – образ внешнего врага правящей партии, благодаря которому она оправдывает свой жесткий тоталитарный режим в стране. Голдстейн и его организация «Братство» — выдумка партии, хитроумная ловушка для оппозиционно настроенных жителей, которые доверчиво идут к нему, но в итоге попадают к жестоким палачам, которые подвергают их страшным пыткам. Именно в такую западню и попадают главные герои романа Двоемыслие. Лицемерие общественного устройства Океании отражается в том, что в сознании людей искажается истинное значение тех или иных слов и явлений. Так, Министерство Любви ведает казнями и пытками, Министерство Правды занимается пропагандой откровенной лжи. Лозунги, повсюду развешанные в стране «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила» — воспринимаются забитыми и запуганными людьми как истина в последней инстанции, которая не подлежит никакому сомнению. Однако, в условиях жесткой диктатуры даже эти противоречивые лозунги приобретают некое философское значение. Так, непрерывная война является гарантом стабильности в стране, поскольку никто не решится на революцию в столь сложные времена. Проблемы мирного времени чужды для общества, находящегося в состоянии долгосрочной войны. Жители Океании чувствуют себя в безопасности в государстве, с которым чувствуют полное единение. Рабское поклонение Большому Брату приносит им счастье, спокойствие, ощущение душевной гармонии. Как нельзя лучше этому способствует невежество, ведь, как известно, необразованный человек не ведает никаких сомнений, и без малейших внутренних колебаний выполняет предписанные ему функции. Новояз. Очередное изобретение идеологов Океании, при помощи которого достигается массовое отупение народа. Новояз представляет собой новый язык, состоящий из жаргонизмов и всевозможных сокращений. Как следствие, словарный запас человека, активно использующего новояз, значительно сокращается, а его мысли в буквально смысле парализуются – ведь если человек не может обозначить словом некую вещь или событие, то оно и перестает существовать в его сознании. Без нормального человеческого языка герои романа не могут нормально общаться между собой: выражать свои мысли, чувства, переживания. Как следствие, ни о каких протестах и мятежах не может быть и речи. Пролы. 85% населения Океании состоит из рабочего класса – низшей касты, которую власть не воспринимает всерьез. Отупев от тяжелого труда, эти люди попросту не способны совершать мятежные поступки. В их пресной, безрадостной жизни царят традиции, а мышление ограничено суевериями. Полиция мыслей. Для контроля на мыслями жителей Океании ведется непрерывный контроль, который осуществляется специальным органом. От него невозможно скрыться, поскольку шпионы полиции хорошо выполняют свою работу.
История создания
Несомненно, огромное влияние на писателя оказала Вторая мировая война, когда в результате установления в Европе и Азии ряда правых диктатур и упадка западных демократий, почти все цивилизованные страны планеты оказались втянутыми во всеобщую войну, ставшую причиной более чем пятидесяти миллионов смертей. По всей видимости, писатель захотел осмыслить эти события, понять, почему восторжествовала диктатура, показать, как низко может пасть человечество, и порассуждать над тем, что значит человек перед громадой государственной машины.
История написания романа «1984» включает в себя интересные факты:
- Оруэлл объявил личную войну диктатуре еще до написания антиутопии. В 1936 году он отправился в Испанию, где бушевала гражданская война. Он занял сторону партии, противостоявшей националистам. Писатель сражался с тиранами, ненавидевшими представителей других народов, и отбыл только после серьезного ранения. После начала Второй Мировой войны автор не смог пройти медицинскую комиссию и попасть на фронт, зато вел агитационную передачу на Би-би-си и осуждал нацизм.
- Замысел романа пришел к писателю во время работы над сказкой «Скотный двор», написанной по мотивам русской революции 1917 года.
- Знаменитая формула 2+2=5 заимствована из советского быта: именно в СССР был призыв выполнить пятилетний план за 4 года.
- Во время работы над романом писатель также вдохновлялся романом «Мы» Замятина, который во многом и породил весь жанр. Его Оруэлл прославил на весь мир.
- Сам писатель говорил, что идея для романа родилась у него ещё к 1943 году. Неизвестно, когда именно Оруэлл приступил к работе над произведением. В 1947 году, несмотря на туберкулёз, писатель закончил черновой вариант своего творения. После этого болезнь обострилась, работа замедлилась, и роман был опубликован только в 1949 году. Через год Оруэлл скончался, так и не узнав об успехе своего романа.
- Нетрудно догадаться, что книга была запрещена в СССР вплоть до перестройки.
- Миру известны не только британские ученые, но и своеобразный юмор англичан. Так, посольство СССР в Англии было расположено на улице, названной в честь Оруэлла.
Критика
Впервые роман «1984» перевели на русский в 50-х годах прошлого века, в 1957 (в годы оттепели после смерти Сталина) в самиздате даже вышла книга. Однако советская критика предпочла не замечать ярко-выраженного намека на авторитарный режим в российских широтах и охарактеризовала ее, как упадническое явление загнивающего империалистического Запада. Например, в Философском энциклопедическом словаре 1983 года по поводу антиутопии написано вот что: «За идейное наследие Оруэлла ведут острую борьбу как реакционные, ультраправые силы, так и мелкобуржуазные радикалы»
Их зарубежные коллеги, напротив, отмечали мощную социальную проблематику и политический подтекст произведения, акцентируя внимание на гуманистическом посыле автора
Современные читатели двояко оценивают роман: они не отказывают ему в художественной ценности, но не выделяют особого смыслового многообразия. Политический деятель левого толка и литератор Эдуард Лимонов отмечает, что Оруэлл выполнял некую пропагандистскую миссию своей партии (троцскистской), хоть и качественно это делает. Однако неясным остается тот факт, что писатель отвергает идеалы, столь дорогие сердцу Лейбы Троцкого. Например, идея мирового государства явно преподносится, как путь к тоталитарной власти, которая вызывает у автора такое категорическое неприятие.
Критик, публицист и поэт Дмитрий Быков высоко ставит художественность текста Оруэлла, но глубоких социальных мыслей он там не находит. А писатель (в жанре научно-популярной литературы) Кирилл Еськов и вовсе раскритиковал роман-антиутопию «1984» за излишнюю утопичность явлений, воссозданных в нем. Он подчеркнул нежизнеспособность многих из них. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Наступивший 1984-ый
Он на самом деле наступил. И вовсе не в каких-то отдельно взятых государствах. «1984» наступил во всём мире сразу по поступлению в продажу первой партии доступных китайских смартфонов, с Интернетом, вошедшим в каждый дом, с Министерствами Правды и их сотрудниками, которые сейчас могут называться совершенно иначе. От крупных телеканалов до роликов современных блогеров.
1984 год здесь и среди нас, заслонённый лишь кредитными автомобилями, ипотеками, поисками «внешнего врага» (вне зависимости от его происхождения), навязыванием культуры потребления. И уж особенно с приходом в нашу жизнь пандемии, то ли появившейся из-за чьего-то желания «сожрать летучую мышь», то ли из-за глобальной тренировки по ношению СИЗ.
Не обращайте внимания на отзывы агрегаторов или неизвестных вам сетевых критиков. Помните: «1984», как и любая другая хорошая книга, не имеет возраста, ведь меняются лишь декорации нашего странного театра, а вот мы, люди-актёры, остаёмся неизменными. И именно поэтому слова Оруэлла злободневны спустя семьдесят лет после создания одной из главных, наравне с «Мы» или «О дивный новый мир», антиутопий мира.
Дневник Смита
В самом начале романа Оруэлла «1984», краткое содержание которого можно узнать из этой статьи, мы узнаем, что главный герой решает вести дневник. В то время это смертельно опасная затея, которая может завершиться приговором о высшей мере наказания или ссылкой в каторжные лагеря. Но ему это жизненно необходимо, Уинстон хочет собрать все свои мысли и зафиксировать их.
При этом он не тешит себя надеждой, что когда-нибудь о дневнике узнают будущие поколения. Смит убежден, что полиция рано или поздно до него доберется, потому что мыслепреступление жестоко карается. Но даже в такой ситуации он решается на риск.
Не зная с чего начать, Смит вспоминает утро в его министерстве, которое традиционно началось с двухминутки ненависти. Как и всегда, объектом двухминуток был Голдстейн. Его называли осквернителем партийной чистоты и главным изменником.
В романе Джорджа Оруэлла «1984», краткое содержание которого здесь приведено, рассказывается, что Уинстон встретил во время двухминутки привлекательную девушку с озорными веснушками. Он невзлюбил ее с первого взгляда. Такие симпатичные молодые девушки чаще всего оказывались самыми верными и фанатичными приверженцами правящей партии. Они с удовольствием произносили лозунги на митингах, были добровольными шпионами и доносителями.
Министерства Правды
В мире Океании и ангсоца (английского социализма) жизнь выстраивается вокруг бесконечной войны. Война есть Альфа и Омега, она животворящая и необходимая. Во время любого вооружённого конфликта народ должен сплотиться и выступить единым фронтом за «всё хорошее и против всего плохого». И если ради этого стоит переписать собственную историю, ещё не выветрившуюся из умов, то так тому и быть.
Оруэлл, описывая тоталитарность Океании, механизмы слежки, способы влияния на мысли, чувства и эмоции обычных граждан, прозревал будущее. Возможно, тогда многим казалось, что речь идёт об СССР, пусть книга и утверждала обратное. Но британский публицист невольно описал будущее, ставшее нашим с вами настоящим.
Мы живём под действием сразу нескольких МинПравов, борющихся за наше сознание, за наше отношение к одинаковым событиям, подаваемым под разными углами, и сами с удовольствием не отключаем телеэкраны. Министерства Правды, созданные глобальными корпорациями, верными слугами режимов или борцами за иллюзорную справедливость, потихоньку побеждают. Не верите?
Уинстон, герой «1984», переписывал и зачищал исторические документы, создавал правду, требуемую повестке дня Партии. Ему выплачивали необходимый минимум, отделили от пролов-пролетариев, поселили в средненьком районе. Он даже мог курить сигареты Уинстон, состоял на службе и имел возможность костерить правящую верхушку в беседах с самим собой.
Сейчас Уинстонов не нужно брать на службу, а в его роли выступает каждая третья условная личность в мире. Ежечасно, если не ежеминутно, заходя в Сеть, мы с вами боремся за «самую правдивую правду» по поводу пандемии, «золотого миллиарда», цен на сахар или истории взятия Берлина. Борьба идёт нешуточная, «бороды» комментариев иногда висят настоящими флагами, а накалу страстей в спорах позавидовали бы даже ребята, работавшие на Йозефа Геббельса. Не говоря о результатах таких споров, когда люди, родившиеся в одно время и месте, выходят с разгромленных цифровых площадей и ощущают горящую внутри жажду гражданской войны.
Несколько дней назад юная жительница США, всем сердцем выбравшая Джо Байдена, передала информацию об участии в штурме Капитолия своих ближайших родственников. Те, в свою очередь, оказались под следствием. Девушка неожиданно осталась без копейки для колледжа, но почти тут же набрала необходимую сумму донатами американцев, восхищённых её действиями. Всё бы ничего, но поступок Павлика Морозова, начиная с семидесятых, до сих пор считается синонимом предательства.
Министерство Правды есть лишь в выдуманной антиутопии? Точно?