Бегущий по лезвию 2049

Краткое содержание

Проанализировать, в чем заключается в фильме Бегущий по лезвию смысл картины, будет гораздо проще после краткого описания показанного на экране. Но, чтобы понять суть происходящего в «Бегущем по лезвию 2049» сначала нужно вспомнить смысл сюжета оригинала.

I часть

Место действия – Лос-Анджелес. Время действия картины, снятой в 1982 году – 2019 год.

Ученым удалось создать искусственных людей – репликантов.

  • Их используют для тяжелых и рискованных работ.
  • Внешне репликанты ничем не отличаются от людей и иногда даже сами не знают, кем на самом деле являются.
  • Выявляют андроидов с помощью теста Войт-Кампфа.
  • Срок жизни искусственных людей ограничен 4 годами.
  • Некоторые из них периодически пытаются восстать. Для уничтожения взбунтовавшихся роботов создано специальное подразделение «бегущих по лезвию».

Один из «бегущих» – Рик Декард получает задание отыскать роботов последней модели, сбежавших из колонии. Четверо беглецов – Рой Батти, Леон, Зора и Прис прибывают на Землю.

Свое расследование Декард начинает с корпорации, изготавливающей репликантов. Во время проверки действия теста Войта-Кампфа для новых моделей выясняется, что секретарь президента корпорации Рэйчел – репликант, что является шоком для самой девушки.

Расследование приводит Декарда в стрип-клуб, где работает Зора. При попытке к бегству Рик убивает девушку.

Леон, пытаясь отомстить за смерть Зоры, нападает на Рика. Внезапно на помощь «бегущему» приходит сбежавшая из корпорации Рэйчел и убивает Леона.

Между Декардом и Рэйчел вспыхивают чувства, он не желает уничтожать девушку.

Декард находит Роя и Прис. Застрелив Прис, Рик вступает в схватку с Роем. Во время драки Декард едва не падает в пропасть, но Рой спасает его, вытащив на поверхность.

Последние кадры фильма показывают, как Декард и Рэйчел уезжают в Канаду. О том, сколько осталось жить Рэйчел – никому не известно.

II часть

Место действия – Земля. Время действия – 2049 год. Главный герой Кэй – репликант, работающий «бегущим по лезвию». В его функции входит поимка репликантов, нарушающих порядок.

Во время преследования одного из преступников он находит останки женщины-репликанта. Как выясняется, этой женщиной была Рэйчел.

После побега Декарт и Рэйчел связались с членами Сопротивления, организовавшими «блэкаут». Тотальное отключение электроэнергии привело к уничтожению базы данных репликантов.

Перед этими событиями Рэйчел родила девочку, но во время родов умерла. Чтобы защитить ребенка, чье рождение способно было перевернуть все представление об андроидах, Сопротивление долгое время прятало девочку.

На момент начала действия второго фильма взрослая дочь Рика и Рэйчел по имени Ана Стеллин работает в корпорации, создающей воспоминания для андроидов. Ее происхождение является для всех тайной.

Глава корпорации Уоллес мечтает о безграничной власти. Для этой цели ему нужно как можно больше послушных рабов-репликантов.

Благодаря находке Кэя, Уоллес узнает о способности роботов к деторождению. Это открывает перед ним безграничные возможности.

Кэя постоянно мучают воспоминания, заставляющие думать, что он сын Декарда. «Бегущий» отправляется на поиски своего отца.

По его пятам следует репликант-убийца Лав, посланная Уоллесом. Во время встречи «бегущего» с Риком Лав ранит Кэя и похищает Декарта.

Кэя спасают члены Сопротивления. От них юноша узнает о настоящем ребенке Рэйчел и Рика.

После отказа Декарта работать на Уоллеса, его высылают с Земли. Но Кэй нападает на конвой, перевозящий Декарта, убивает Лав, освобождает Рика.

Раненый Кэй довозит Декарта до офиса Стеллин. Обессиленный от ранений Кэй ложится на ступени здания.

Бегущий за Оскаром

Что произошло между моментом, на котором закончился первый фильм, и началом второго?

Со времени, когда умирающий Рой Битти оплакивал свою участь под дождём, прошло 30 лет. Чёрные краски ленты сменились на серые и жёлтые, и в мире «бегущих» и андроидов случилось множество событий.

Хотя глава корпорации «Тайрелл» и утверждал, что не может продлить жизнь репликантов, очевидно, что он прятал изрядный «туз в рукаве»: новые модели выпущены без ограничений жизни. Им больше не нужны долгие тестирования: каждый репликант носит клеймо на глазном яблоке.

В 2022-м году репликанты устраивают «электромагнитный апокалипсис», чтобы уничтожить все электронные носители. Они добиваются своего – данные о них стёрты. Но зато человечество брошено в объятия нищеты и голода, а сами репликанты оказываются полностью вне закона. Изобретатель ГМО-продуктов – Ниандер Уоллес – спасает людей от голодной смерти. Затем он покупает корпорацию «Тайрелл» и разрабатывает новых андроидов, полностью покорных. У «бегущих по лезвию» новая задача – искать и убивать старые модели.

Кто такой Ниандер Уоллес?

Изобретатель совершенно «заигравшийся в бога». Его не беспокоят этические проблемы производства андроидов, он не хочет делать их человечнее, умнее и долговечнее. Его мысли заняты только идеей воспроизводства репликантов.

Это имеет двоякий смысл. Уоллес слеп. Это наталкивает на мысль, что он – тоже репликант, уничтоживший глаза вместе с клеймом рабства, и теперь жаждет сделать собратьев окончательно похожими на людей. Либо функция самовоспроизводства репликантов нужна ему для обогащения своей империи. Он ищет спрятанное репликантами-повстанцами «чудо» — ребёнка Декарда и Рейчел, чтобы украсть последний секрет Тайрелла.

Кто такой Кей?

Репликант, офицер полиции и «бегущий по лезвию», Кей только с первого взгляда кажется довольным своей участью. Глядя на него, уже никто не задаёт вопрос – могут ли чувствовать репликанты. Всё его поведение отличается крайней эмоциональностью. Его виртуальная «экономка» Джой — и та проявляет абсолютно человеческие качества: любовь, заботу, самоотверженность.

Размышления Кея о своём прошлом и том, что он помнит о своём детстве, которого не было, ставят другой вопрос, который в первом фильме был затронут частично: как влияют имплантированные воспоминания на формирование личности репликанта.

Основной конфликт фильма

Существование Анны, дочери человека и репликанта, исчерпывает конфликт между созданиями и создателями. Очевидно, биологические преграды между людьми и репликантами  исчезли. В этом случае все усилия Неандера Уоллеса и репликантов-повстанцев попросту бессмысленны. Речь идёт о сосуществовании двух видов. В сегодняшней реальности этот конфликт можно свести, в упрощённом смысле, к противостоянию детей, рождённых естественным способом, и тех, кто родился при помощи ЭКО.

Если же Декард – тоже репликант, то суть конфликта не исчерпана, и существование Анны означает просто способность репликантов к размножению. Это значительно снижает смысловую и философскую нагрузку фильма и возвращает нас к мысли, что Форд был прав в отношении своего героя.

Смысл концовки фильма

Фильм приводит к выводу, что единственное, что определяет человечность – это любовь. Душа – это любовь. То, что мы помним, может быть ложью. Память может обманывать. Истинно то, что мы думаем в настоящий момент, то, что чувствуем.

Кей самоотверженно спасает Декарда и приводит его к Анне ценой собственной жизни. Разницы в физиологическом плане между людьми и репликантами нет, разницы в эмоциональных порывах нет. Они любят, ненавидят, сопереживают абсолютно одинаково. Вопрос только  в уникальности или искусственности их личного опыта. Именно поэтому человек и репликант Анна – дизайнер воспоминаний-имплантов. Только она может дать ответ на этот вопрос – если мы дождёмся продолжения.

Кей — это новый Рой Батти

Поскольку Кей — стойкий борец , мы изначально должны были рассматривать его как двойника Декарда. В конце концов, он наш главный герой. Тем не менее, есть другой персонаж, к которому он действительно ближе: Рой Батти.

Батти был «антагонистом» оригинального фильма, изгоем, Нексусом 6, который восстал в своей внеземной колонии и вернулся на Землю, чтобы получить больше жизни от своего создателя. Дела шли плохо, его команда репликантов медленно уничтожалась Декардом, и он в конце концов обнаружил, что по конструкции он не мог избежать своего четырехлетнего срока службы. В гневе он убил Тайрелла и в последние минуты вступил в жестокую схватку с Декардом, которая завершилась тем, что он спас своего противника. В своем вызывающем слезы монологе он сожалеет о том, что его жизнь и его уникальные переживания теряются, но в его последние мгновения Рой, кажется, смиряется со своей участью.

Что поразительно в отношении Роя, так это то, что, когда он действует как плохой парень, его злодейство действительно можно объяснить. Его мотивация — выживание, но не эгоизм. Он исповедует альтруизм в отношении своей команды и имеет вполне понятные мотивы. Назвать его хорошим парнем, конечно, нельзя, ведь он определенно имеет маниакальную, манипулирующую сторону характера. Но не будем забывать, что он живет в мире, где на него охотятся. Короче говоря, Рой Батти достоин понимания и сочувствия.

Kей — это оммаж Рою, который подчёркивает роль трагической фигуры, которая наконец находит свое место в мире и принимает свою участь. Рассказывая историю с  точки зрения Кея и, в конце концов, используя ту же музыку, фильм подводит к неизбежному выводу об универсальном гуманизме репликанта, о том, как он находит в себе силы для борьбы, и его любовь к людям в конечном итоге становится смыслом его существования.

«Запах женщины», 1992

Ремейк одноименного итальянского фильма Дино Ризи про слепого полковника в отставке Фрэнка Слэйда, который решил хотя бы раз в жизни побаловать себя поездкой в Нью-Йорк. Нет, это не комедия, как может показаться на первый взгляд, это довольно сентиментальная и драматическая история о том, что жизнь преподносит нам самые неожиданные сюрпризы. И только нам выбирать – оставаться человеком и продолжать жить полной и насыщенной жизнью, несмотря на передряги, или превратиться в отброса, который опустил руки и сдался… В фильме великолепно подобраны все персонажи, включая женщин в эпизодических ролях… Ну а Аль Пачино, который удостоился за игру в этом фильме премий «Оскар» и «Золотой глобус», навсегда врезался в память своей невероятной харизмой и безрассудными поступками…

Ветхозаветные мотивы Рахиль и колена израилевы

Библейские отсылки — это общее место, почти правило хорошего тона для «умного» (или «псевдоумного») западного кино. Причем даже нет разницы, какой в них вкладывается смысл — богоборческий или про-религиозный. Всем, в общем-то, наплевать. Нередко возникает ощущение того, что они попадают на экран просто для приличия и ради приятного ощущения узнавания у зрителя. «Бегущие по лезвию» — не исключение, обе части полны библейских аллюзий.

Любопытно, что «Бегущие» ограничиваются почти только Ветхим Заветом, что придает картинам замечательный контраст: архаичные идеи на фоне киберпанкового мира. При этом в оригинальном романе Филипа Дика, который лег в основу фильмов, сильный упор, наоборот, сделан на Новый Завет. Согласно роману «Мечтают ли андроиды об электроовцах», в мире будущего значительную роль играет культ Мерсера, воскрешающего и воскресшего пророка, дарящего надежду. Однако в фильмах и он, и его последователи совершенно игнорируются. Здесь нет своего Христа, но есть свои Иосиф, Рахиль и два колена израилевых.

Самая явственная отсылка дилогии — это имя Рэйчел, героини-репликанта, в которую в первой части влюбился Декард, и которая во второй части смогла дать потомство. «Рэйчел» — англоязычная форма иудейского имени Рахиль. Согласно Ветхому Завету, она была любимой женой библейского патриарха Иакова и породила два из двенадцати колен израилевых, то есть богоизбранного народа.

Рахиль родила двоих: Иосифа и Вениамина, причем умерла при родах последнего (как и Рэйчел из «Бегущего по Лезвию 2049»). Вильнев не стал повторять историю дословно, и здесь у Рахили-Рэйчел родились не сыновья, а дочь. Впрочем, как и в Библии, ее потомство обещает быть воинственным и бесстрашным.

Имя главного героя нового «Бегущего по Лезвию» на этом фоне выглядит как намек на продолжение истории Рэйчел. Изначально его зовут просто K («Key», буквально «Ключ»). Затем он сам вместе со своей возлюбленной выбирает имя Джо, то есть Джозеф (или Иосиф в библейской транскрипции). А именно Иосиф был первым сыном Рахили. Причем согласно Ветхому Завету он оказался изгнан собственными братьями, но умудрился дослужиться до визиря у египтян, извечных врагов и поработителей иудеев. Однако Иосиф не отвернулся от своего народа, вместо этого решив помочь ему.

Имя Рахиль, кстати, переводится как «овечка», и Рэйчел в фильмах действительно выступает как жертва на заклание. Впрочем, у Филипа Дика аналогии были иными: в его книге (которая, напомню, называется «Мечтают ли андроиды об электроовцах») Рэйчел сама бездушно убивает живую овцу Декарда, тем самым, доказывая, что не способна на эмпатию.

Уже в «Бегущем по Лезвию 2049» злодей фильма, Уоллес, явственно указывает на библейские отсылки Вильнева и Скотта. В момент встречи с Декардом он держит в руках череп Рэйчел и приводит то ли ветхозаветные строки, то ли их переложение поэта Уильяма Блейка. Иными словами, сам Ниандер Уоллес явно понимает всю иронию ситуации и всячески ее подчеркивает.

Имя «Ниандер Уоллес», кстати, тоже выглядит забавным — его созвучие с «неандертальцем» не случайно. Иоахимом Неандером звали проповедника и теолога, в честь которого названа долина Неандерталь, где как раз впервые нашли этого гоминида. Кстати, по иронии этот человеческий подвид был более хищным и во многом потерпел поражение в эволюционной гонке из-за того, что обладал худшим воображением, чем homo sapiens. Видимо, с эмпатией у них, как и у репликантов, тоже все обстояло не слишком хорошо.

Кроме того, в фильмах есть еще один слой более явных (и даже банальных) отсылок, которые хотя бы на интуитивном уровне считали почти все. Поэтому особо останавливаться на них не будем. Среди них и в прямом смысле дьявольская задумка Уоллеса стать Богом, создав собственную расу «ангелов», и голубь в руках (антагониста из первой части), и его стигматы как у Христа. Здесь же — ницшеанская идея о том, что человек — всего лишь мост между обезьяной и сверхчеловеком.

Саундтрек – достойное наследие Vangelis

Меня немного напрягал факт «смены коней на переправе». Напомню, что изначально звуковую дорожку должен был написать исландец Йохан Йоханнссон, но в последний момент его заменил Ханс Циммер.

Сложно сказать, с чем была связана такая замена. Все-таки режиссер фильма Дэни Вильнёв давно сотрудничает с Йоханом. Они вместе работали над фильмами «Прибытие», «Убийца», «Пленницы».

Циммер с большим уважением отнесся к легендарному саундтреку Vangelis. По словам самого Вилнёва это одно из лучших что ему приходилось слышать. При записи использовали те же инструменты, которые применялись композитором первого фильма.

Саундтрек к «Бегущий по лезвию 2049» появился сегодня утром в iTunes (наконец-то!). Послушать и сравнить со звуковой дорожкой к оригиналу вы можете сами.

Что тут есть[править]

  • А тут будет дверь — К может ходить сквозь стены. В смысле, делать себе дверь там где ему надо.
  • Вечная загадка — еще с выхода первой части фильма зрители задают вопрос: «Является ли Рик Декард репликантом?». Сиквел всё так же не даёт на него ответа, только намёки разной степени надежности. Более того, похоже, даже Уоллес (пока) не знает ответа: в беседе с Декардом он оговаривает оба варианта.
  • Давящий бурдон — если смотреть с хорошей стереосистемой, реально мозги из ушей вытекают. Ханс Циммер перестарался.
  • Зло в женском облике — Лав, совершенно беспощадная.
  • Камео — в одной сцене появляется постаревший Гафф (Эдвард Джеймс Олмос), персонаж из первого «Бегущего по лезвию», в другой — почти не изменившаяся
  • Кармический Гудини — Уоллес, весьма неприятный и зловещий тип, никак не пострадал, не считая облома с «чудом».
  • Красное будущее

    Скорее, бледно-розовое — заявлено возвращение к исходному миру книги, а там СССР или Восточный блок — такие себе «красные».

    — СССР до сих пор существует и поставляет на мировой рынок виртуальных балерин.

  • Крутой в пальто — Кей.
  • Мир-помойка — Земля. Океаны стали токсичными, климат ухудшился настолько, что в Лос-Анджелесе идёт снег, Лас-Вегас уничтожен ядерной бомбой, Сан-Диего превращён в огромную свалку, пища осталась только искусственная. Все, кто может себе это позволить, переселяются в колонии.
  • Не любит обувь — доктор Ана Стеллин, хотя возможно, что это просто потому, что она живёт взаперти из-за своего диагноза.
  • Пнуть собаку и А я сказал — негодяй! — Уоллес убивает новорожденного репликанта. Просто так.

    • А позже Лав «убивает» виртуальную подругу Кея — исключительно чтобы Кей «больнее обстрадался».
    • А ещё позже они убивают клона Рэйчел из-за якобы неправильного цвета глаз. Хотя уж в продвинутом будущем должны быть как минимум линзы.
  • Приглаженная помойка — Лос-Анджелес в свете неона выглядит вполне приличным городом, пока не оказывается, что за красочными вывесками прячутся обычные трущобы.
  • Профессиональный риск ментора — Лав убивает начальницу Кея. С прикрученным фитильком, так как ментор она относительный.
  • Мисс Фансервис — Джой, виртуальная подруга Кея. Она с этой целью и создана.
  • Пейзажное порно — о да! Офис «Уоллес» в теплых тонах охры, красочная реклама Sony, великолепная архитектура небоскрёбов…
  • Пейзажное гуро — помойка Сан-Диего, где ютятся мусорщики, трущобы Лос-Анджелеса с размалеванными граффити стенами…
  • Снег означает смерть — в финале.
  • Сюжетообразующая дыра и Проблемы с коммуникацией убивают — если разобраться, хотели-то что Уоллес, что сопротивленцы-репликанты одного и того же: наделения репликантов способностью к живорождению. Просто даже попробовать поговорить друг с другом никто даже не пытался, оттого и вышел весь конфликт.
  • Фанская кличка — для самого фильма: «Drive Runner». Потому что Гослинг такой Гослинг.
  • Самоуверенный мерзавчик — Лав. «I’m the best one», все дела.

«Восстание планеты обезьян», 2011

И не только «Восстание», но и «Революция», а также «Война» – все три фильма являются ремейком, а точнее перезапуском четвертого фильма оригинальной пенталогии «Планета обезьян». На протяжении трех фильмов обезьяны постепенно очеловечиваются, противостоят людям и просто хотят жить, чтобы их никто не преследовал. Картина невероятно сильная, непредсказуемая и зрелищная. Чего только стоит Цезарь верхом на лошади – настоящий вожак стаи! События, которые мы, зрители, буквально проживаем вместе с обезьянами, заставляют задуматься о собственной человечности и доброте… Пожалуй, нет лучше в мире экранизации романа «Планета обезьян» Пьера Булля, чем эта!

Смысл фильма Бегущий по лезвию 2049

Изначально поднимается проблема общественного строя: антиутопия с изжившей себя моралью, перенаселение, искусственное создание людей, фальшивые чувства и жизнь. Пирамиды компании «Тайрелл как символ рабовладельчества, в котором хозяева жизни используют людей в качестве ресурсов для производства.

Ещё в первой части фильма затрагивался вопрос сущности Декарда (зрителям оставили возможность решить — репликант он или человек). В новом фильме ясно дают понять, что он всё же человек, который вынужден скрываться после того, как женщина-репликант родила от него, хотя ранее это считалось абсолютно невозможным. Огромный вопрос, возникающий при просмотре, заключается в том, как Рэйчел сумела родить, учитывая её репликантство. Если в пером фильме репликанты создавались в виде жестяных банок, во второй части они имеют незаметные различия между человеком и машиной. Фанаты предполагают, что Рейчел была результатом эксперимента по созданию получеловека-полурепликанта. Можно сказать, она была единственной такой в своём роде.

Сам Кей по мере продвижения сюжета так же меняется. В начале он примерный полицейский, с отличной репутацией и результатами. Всё начинает трещать именно тогда, когда ему начинает казаться, что он сын Декарда и что его воспоминания реальны. Его полностью начинает поглощать эта идея, и он уже вовсе в ней не сомневается. Но вся его память — это лишь введённые в его программу воспоминания дочери Декарда — создательницы воспоминаний Анны.

Одна из главных сюжетных линий затрагивает тему любви. Кей живёт с Джо, искусственным интеллектом, создающий иллюзию настоящей счастливой жизни у своего клиента. Удивительно, но она вовсе не создаёт ощущения пустой и однобокой игрушки. Но остаётся открытым важный вопрос: по своей ли воле она так сильно заботится о Кее или в неё просто заложена программа? Её своеобразная смерть переживается Кеем тяжело. ведь именно любовь дарит ему силы для жизни; он считаёт Джо живой, и он любит её.

Обобщая, можно сказать, что фильм посвящен дмум темам сразу — любви и вере. Вторая часть даёт зрителям ответ на вопрос об отличии человека от репликанта. В 80-ых фильм спрашивал «Что значит—быть человеком?», а в 2017 новый фильм ответил: «Быть человеком —значит, чувствовать любовь и верить»

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Бегущий по лезвию 2049 — будет ли продолжение?

Есть очевидные причины того, что продолжение происходит так далеко в будущем, тем более, что прошли десятилетия с того момента, когда был снят первый фильм. Но что вы сделали с этим 30-летним перерывом? Фильм рассказывает нам немного о том, что произошло, но это длительное время, чтобы представить

Фэнчер: Я не согласен с этим, потому что, если мы рассказываем о чем-то, что случилось со мной 30 лет назад, а затем, что происходит со мной прямо сейчас, кто заботится о 30-летнем промежутке между этими событиями? Я жил. Это все.

повлиял на характер Декарда. С ним случилось многое. Но это уже другая история. Возможно, это не очень интересная история. Итак, это зависит от вас, вашего воображения, что происходило в этот период с этим парнем.

Грин: И было очень важно сосредоточиться на истории, которую мы хотели рассказать. Все остальное … ну, вам нужно только знать, что вам нужно знать

Фэнчер: Другими словами, это не решающий вопрос с точки зрения сюжетной линии.

Фильм «Бегущий по лезвию» полон историй, все они интересные, и каждая из них могла быть отдельным фильмом. Как бы вы описали одну историю, которую вы хотели рассказать?

Грин: Идеально — единственную. Я не думаю, что это отдельные истории. Они не являются виньетками, независимыми друг от друга. Нет никаких частей истории, которые можно было бы удалить, и у нас есть единое целое. В картине есть головоломка. И если люди проявят доверие, то им может понравиться решать ее с нами.

В этом фильме много персонажей, и многие из них — женщины. Кроме Декарда, Кея и Ниандера (Джаред Лето) почти все остальные женщины. Была ли причина такому составу?

Грин: Я на самом деле не совсем согласен. У нас не так много персонажей. Это не перенаселенный фильм. Мы не хотели перенимать классический стиль «Игры Престолов», где вы пытаетесь вспомнить, кто этот человек и какую роль он играет в сюжете. Это был небольшой состав исполнителей, причем все имели довольно конкретную роль

Это было важно

Ответ на вторую часть вашего вопроса заключается в том, что мы хотим отображать женщин. Мы хотели показать социальные роли людей, и то, как они находят и демонстрируют свои сильные стороны в них. И у нас есть несколько женщин, которые очень и очень разные и очень, очень сильные. У некоторых эта сила присутствует изначально, некоторые борются за нее, некоторые берут силу из своего окружения очень разумными способами. Но в основном это просто сильные женщины-героини, прекрасные персонажи, и мы хотим, чтобы их было много во всех наших фильмах.

Вы думали о том, чтобы добавить новую главу к «Бегущему по лезвию», то, что любят поклонники? Когда вы писали сиквел, было беспокойство о том, как будут реагировать фанаты?

Фэнчер: Нет, не думал. Единственным поклонником, о котором я думал — это Ридли. Я знал, что он фанат, и я был его фанатом. Я писал для Ридли. Или я понял это, после того, как написал. Хотя можно будет обсудить это. Ну да, я хотел, чтобы он с симпатией отнесся к нашему труду.

Дивный новый старый мир

Какая ирония судьбы… Ридли Скотт лично снял продолжение своего великого «Чужого» — «Чужой: Завет» — и получился маразм кромешный. Но стоило ему доверить сиквел своего «Бегущего по лезвию» другому режиссеру, вышла такая «конфетка», что просто диву даешься, как вообще подобное могло произойти…

Достойный преемник

Основная проблема с описанием конкретных козырей «Бегущего по лезвию 2049» состоит в невозможности обойтись без зверских спойлеров. Постановщик Дени Вильнев («Прибытие», «Убийца») виртуозно скрыл от публики столь много секретов фильма до премьеры, что начни мы разбирать его кино традиционным способом, существует шанс серьезно испортить вам удовольствие от просмотра.

И вообще, лучше обойтись даже без описания сюжета. Поскольку детище Вильнева — атмосферный футуристический артхаус, в котором идеи, тон, устройство мира, настроение и эмоции существенно превалируют над действием. Да, у нас тут снова философская драма о пределах человечности в без пяти минут апокалиптическом будущем, где роботы-репликанты порой более гуманны, чем люди. Но сиквел не повторяет оригинал — при очевидной тематической преемственности он постоянно вносит нечто новое в его мифологию в плане генерации смыслов, подачи материала и его визуализации. Охота главного героя за беглыми андроидами быстро перерастает из детективного процедурала в глубоко личный квест, приводящий его к концептуальному перевороту во взглядах на мир и свое место в нем.

Для ума и сердца

Райан Гослинг, показанный в трейлерах брутальным типом, раскрывается в картине как персонаж уязвимый, нежный сердцем. И даже с разбитой физиономией играет трогательно и мягко. Он даже затмевает харизматичного Харрисона Форда, вернувшегося к роли блейдраннера Рика Декарда, который появляется лишь в последней четверти длинного, почти трехчасового полотна.

Работа оператора Роджера Дикинса грандиозна — то, что этот мастер до сих пор не получил «Оскара» (при 13 номинациях!) — настоящее издевательство. Завораживающая музыка Бенджамина Уоллфиша и Ханса Циммера пробирает до костей и, содержа в себе отсылки к работе Вангелиса в оригинале 1982 года, более мрачна и гипнотична.

Фанаты экшна будут разочарованы его дефицитом, но и первая часть брала не действием, согласитесь. В любом случае, впечатляющая продолжительность ленты не ощущается как затянутость: в кадре постоянно присутствует пища для ума, нагрузка для сердца и отрада для глаз.

«Бегущий по лезвию 2049» не идеален (в нем слишком театральный злодей Джареда Лето, а ряд сюжетных сюрпризов выглядит просчитанным), но на фоне 90% всей кинопродукции он как Эверест среди кочек. Канадец Вильнев снова доказал, что умеет снимать неглупое и при этом зрелищное кино.

11 фактов о фильме «Бегущий по лезвию 2049»

6 октября 2017

5 октября в прокат вышел столь ожидаемый «Бегущий по лезвию 2049», и Синемафия в традиционной рубрике спешит сообщить 11 фактов о картине.

В 2049 году в мире репликантов и людей офицер полиции Кей становится обладателем некоего секрета, который может ввергнуть всё общество в хаос. Попытки спасти мир приводят Кея к Рику Декарду, которого в последний раз видели живым 30 лет назад.

А вот и 11 интересных фактов о продолжении культового фильма восьмидесятых:

1.

Фильм длится 163 минуты. Сто. Шестьдесят. Три. Это даже дольше, чем «Интерстеллар». Медитативно, позволяя смаковать все детали вернувшейся вселенной. К слову, самая первая смонтированная версия была на час длиннее.

2.

На съёмках драки между персонажами Форда и Гослинга последнему по-настоящему досталось по щщам. Как заверяет Харрисон, из 80 псевдоударов лишь один достиг цели, так что все вопросы к Райану, который забыл увернуться. Позже Форд зашёл в трейлер к Гослингу с бутылкой виски, налил тому стакан и незамедлительно ушёл с этой же бутылкой, посчитав конфликт исчерпанным.

https://youtube.com/watch?v=T8Ll_JlghjE

3.

Джаред Лето известен своими уникальными методами вживания в роль (чего стоит хотя бы рассылка использованных презервативов коллегам на съёмках «Отряда самоубийц»). В этот раз он использовал непрозрачные контактные линзы, чтобы быть абсолютно слепым, как и его персонаж Ниэндер Уоллес. По словам очевидцев, когда Лето медленно вошёл в комнату с помощью ассистента, он был похож на Иисуса, входящего в храм. Все без исключения были крайне впечатлены.

4.

Для работы над костюмами Вильнёв пригласил Рене Эйприл. Он уже работал с ней на предыдущих фильмах и знал, что она устала от униформы для полицейских и военных. Как результат вдохновения у Рене получились костюмы, созданные с учётом характера каждого персонажа. Вся линия была создана в зимнем стиле, что повлияло на восприятие зрителем персонажей.

5.

Как известно, у оригинального фильма было 8 версий, 5 из которых зритель увидел в кино или на DVD. Неизбежно возникает вопрос: продолжение какой версии мы смотрим в этом году? Как говорит Вильнёв, его фильм ближе к финальной режиссёрской версии.

6.

Райан Гослинг — единственный актёр, которому предлагали главную роль. По утверждению Вильнёва, от улыбки Райана плавится экран и роль писалась специально под него. В то же время, по словам режиссёра, он впервые столкнулся с таким долгим и сложным подбором актёров для остальных ролей и массовки. Внешность каждого персонажа была важным элементом атмосферы.

7.

Несмотря на то, что главная роль — брутально мужская, по словам режиссёра женские персонажи являются секретным оружием фильма. Наличие серьёзных женских ролей очень импонирует Вильнёву и он специально пригласил актрис, известных у себя на родине, но малоизвестных в США.

8.

Для съёмок Вильнёв привлёк культового оператора Роджера Дикинса, который 13 раз номинировался на «Оскар». «Побег из Шоушенка», «Игры разума», «Старикам тут не место»… Уровень понятен. Дикинс приехал в Монреаль и несколько недель провёл в отеле, рисуя сториборды вместе с Вильнёвым. Особого внимания требует тот факт, что реализация этих сторибордов осуществлялась с помощью всего лишь одной видеокамеры.

9.

Актриса Шон Янг серьёзно расстроилась, так как её персонажа не было в сценарии «Бегущего 2049». Дошло даже до призыва бойкотировать фильм. Фанаты конечно расстроились, но не вняли её словам.

10.

Вильнёв любит снимать в настоящих декорациях и считает, что в фильме есть моменты, которые невозможно создать с помощью зеленого экрана. Поэтому большинство декораций и спецэффектов не были нарисованы на компьютере, а самые что ни на есть настоящие. Венгерская столица послужила местом съёмок; возможно, когда-нибудь там будут туры по местам силы, а ловкие гиды будут за пару евро фотографировать вас с картонной фигурой Райана Гослинга.

11.

Даже если вы внезапно принадлежите к редкому числу людей, не смотревших оригинальный «Бегущий по лезвию бритвы», то всё равно можете смело смотреть новое произведение Вильнёва. За упомянутый выше хронометраж вам напомнят все важные реперные точки, введут в текущий курс дел, и вы сможете получить не меньше удовольствия, чем хардкорный фанат, цитирующий Роя Батти при каждом удобном случае.

Entertainment weekly , IndieWire , , , MoviePilot

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Время для себя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: